Перейти к содержанию
Лабрадор.ру собаки - ретриверы

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано (изменено)

Я хочу процитировать очень серьёзный и очень важный пост. О благотворительности и включении собственных мозгов.

Меня неоднократно обвиняли в сети в предвзятости, когда я пыталась объяснить, что даже из самых высоких и светлых побуждений не стоит нестись в детдома с кучей народу и непонятно каких собак, собранных с бору по сосенке, с непонятным репертуаром и горой подарков.

Страшно, когда в порыве желания причинить добро начисто забывают об особенностях восприятия и потребностях тех, кого едут облагодетельствовать. И совершенно не задумываются о последствиях своих благодеяний, ни ближайших, ни отдалённых.

Дети- сироты, тем более, дети с нарушениями развития, нуждаются в помощи. НО в помощи систематической,грамотной, организованной и не случайной. И не случайных людей, а хорошо понимающих и знающих, что, как, с кем и для чего будут делать.

Последствия таких нашествий благотворители не видят, не знают, и, боюсь, знать не хотят.

Вот мнение психолога высочайшей квалификации о подобных мероприятиях.

НЕ про собак, но о том же.
/>http://nanablog.livejournal.com/14620.html

Я много лето занимаюсь социальными проектами. Хотя официально заниматься благотворительностью стала только с октября 2014 года, в рамках «Ресурсного Центра Социальных Инициатив». Удивительно, но именно тогда, оформив свою организацию юридически, я стала часто задаваться вопросом:

- Мне это надо?

Иногда по несколько раз в день.

Однажды, когда я ещё была официальной дамой, одна из престижных московских школ пригласила меня и моих волонтеров (в качестве сопровождения) в благотворительную поездку с шефским концертом. Его устраивали в одном из подмосковных психоневрологических интернатов.

Поездка была уже не первой. Мероприятие организовали очень тщательно: школьники из четвертого класса ехали показывать спектакль «Двенадцать месяцев». Его помогла подготовить их замечательная классная руководительница и ее дочь - режиссер театра на Таганке.

Дорогие костюмы, вкусные пирожки с бутербродами, подарки, пара артистов-акробатов, оперный певец, дети, учителя, родители, организаторы, директор какого-то фонда… Погрузились в шикарные родительские иномарки, комфортабельный автобус и поехали в интернат.

Я не люблю такие концерты. Не знаю почему, но внутри меня что-то не желает с этим соглашаться. Меня уговорила поехать подруга, ландшафтный дизайнер – она давно продумывала проект по социализации детей с отклонениями в развитии.

Приехали, выгрузились, быстренько обставили зал: наклеили снежинки, расставили картонные елочки (даже их захватить не забыли!). В хорошем смысле слова удивляла обстановка в интернате: дорогие интерьеры, хороший ремонт. Мне объяснили, что у него крутые спонсоры (кажется, называли «Кока-колу», «Мицубиси» и что-то еще).

Наконец, родители переодели своих вундеркиндов и вооружились камерами. Воспитатели привели в зал возбужденных интернатовских детишек и спектакль начался. Он был длинный, выразительный, веселый, тщательно подготовленный, с шикарными костюмами. Но для меня это зрелище стало одним из самых страшных в жизни.

Вы когда-нибудь видели целый зал раскачивающихся детей? Такое обилие блеска, красок и громкой музыки – непосильное испытание для маленьких детей с психоневрологией. В какой-то момент подруга взяла меня за руку и сказала: «Успокойся. Они справятся». Если бы не она, я бы остановила этот спектакль. Некоторые сердобольные воспитатели посадили самых маленьких к себе на колени, развернули их лицом к себе и уткнули их головки в свои плечи – настолько эти дети были возбуждены…

Родители, снимавшие спектакль отпрысков на дорогущие камеры, «для разнообразия» поворачивались к детишкам в зале и тут же закрывали глаза, вздрагивая:

- О Боже!

Оказалось, что дети из интерната тоже готовились к этому дню. Разучили «ответный» танец. Хотя, если откровенно, ярко-красные сиротские наряды воспитанников, так контрастировавшие с продуманными и дорогими костюмами их гостей, производили пугающее впечатление.

После концерта устроили чаепитие. Почти все школьники сидели за одним столом, а интернатовских посадили за другой...

Нас повели посмотреть на то, в каких условиях дети живут в интернате: великолепные спальни, красивые кроватки, специально разработанные дизайнерами шторы…

Вы когда-нибудь видели детские, убранные как солдатские казармы? С парой очень чистых, специально выставленных декоративных игрушек?!

Нас провели в мастерские, где детишек приучают к ручному труду и творчеству. И тут мне захотелось заорать в голос. Потому что я – известный диагност, специалист по проективным методикам – ясно видела, что все, что висит на стене и демонстрируется напоказ, сделано НЕ ЭТИМИ детьми! То же самое заметила и моя подруга-дизайнер, шепотом сказав:

- Нана, здесь рука мастера. Это не дети. Я тебе говорю, как профессионал…

Не выдержав, мы с ней вышли на улицу. Остальная делегация продолжила экскурсию, охая и ахая на каждом шагу.

К нам подошел подросток – и тут же попытался меня обнять, сделав глазами знак моей подруге: можно фотографировать. Я, удивленно отстранившись, представилась, спросила, как его зовут, и спросила:

- А почему ты решил, что мы хотим с тобой сфотографироваться?

Он ответил:

- А зачем вы тогда приехали? Вам же нужны фотографии!

После чего, окинув нас оценивающим взглядом, принялся перечислять, что ему привезти в следующий раз. Судя по всему, смотрелись мы дорого: мальчик попросил мобильник, плеер и планшет.

Еще об одной детали, которую я отметила для себя ранее... Сразу после концерта, когда накрывали на стол, вся наша делегация принялась активно фотографироваться. Было много слез, раздавалось слово «мама». Увидела, как дети подходят к взрослым, произносят «мамочка! » или «я знаю, ты моя мама» и обнимают их. Тетки начинают плакать, и буквально через пару минут дети спрашивают:

- А ты еще приедешь? А ты можешь подарить мне…. (и далее по списку).

Когда я четко пояснила мальчику, что обниматься с ним не буду, целоваться тоже, я – не его мама и в мои планы не входит тратить такие деньги на незнакомого мне ребенка, выражение его лица мгновенно изменилось. Он достаточно грубо спросил:

- Так на х…я вы тогда приперлись?

-…?

- Вы все е…тые, недотраханные сучки! Не фига мы вам не нужны! Вы хотя бы знаете, как после вас приходится малышей успокаивать? Вы знаете, что некоторым должны давать двойную-тройную дозу шняги, чтобы они уснули?! У вас хоть какие-то мозги есть? Не надо сюда приезжать, не надо так развлекаться! Лучше по кабакам ходите…

- Что тебе нужно? – спросили мы.

- Бухла и сигарет. И чтобы вы от меня отстали.

Подруга еще пыталась ему что-то втолковать: что ты, ты не подумай, давай поговорим... Я одернула ее и спросила мальчика:

- Слушай, я же вижу, ты нормальный. Как ты здесь оказался?

- Выперли с одного детдома в другой. Потом в третий…. Куча психушек. И вот я здесь.

- Сколько тебе лет?

- Пятнадцать. Скоро шестнадцать.

- Что с тобой будет? И что с этими ребятами будет дальше?

- Нормальных выпускают. Отправляют в какой-нибудь колледж. Меня хотят в строительный. Но мы туда все равно не ходим. Продаем свои квартиры или комнаты. Дальше – тюрьма. Ну а этих, с диагнозами – в дом престарелых.

- В восемнадцать лет?

- Такой у нас этап… Или в тюрьму, или к старикам.

Мы стали говорить ему, что надо что-то делать. Что-то придумать. Просить, кричать о помощи…

А он сказал:

- У вас, что ли, просить о помощи? Вы что будете ездить ко мне, за 80 километров от Москвы, хотя бы раз в неделю? Это вам не экскурсия раз в полгода…

Уезжали мы с тяжелым сердцем. Я долго не могла прийти в себя. Возвращались мы уже не на иномарке одной из мам, а в общем автобусе. Я видела заботливых родителей, веселых детей, довольные лица удовлетворенных организаторов. И твердо решила больше на такие концерты не ездить.

Но на этом история не заканчивается…

Через год в этой же школе проводилось крупное мероприятие с привлечением серьезных людей округа: чиновники из префектуры, муниципалитета, управы, уполномоченные по правам ребенка, представители комиссии по делам несовершеннолетних, директора центров, работающих с населением. Все было очень красиво и пафосно. «Гвоздем программы» была я и моя система по работе со сложными семьями.

Меня, как Кобзона, выпускали последней. Где-то в середине мероприятия завуч школы отчитывалась о шефской работе с тем самым интернатом и демонстрировала фото с шефских концертов, любовно сделанные дорогой зеркальной камерой приглашенного фотографа. Там не было НИ ОДНОЙ фотографии интернатовских детишек. Практически все фото были посвящены дорогим и любимым ученикам престижнейшей гимназии.

На представление моей программы было выделено десять минут.

И тогда я сказала все, что думаю об этих фотографиях, о воспитанниках, о том, страшно раскачивавшемся зале:

- Если здесь есть люди хоть с каким-то намеком совести, души, справедливости – я вас умоляю, перестаньте это делать! Перестаньте унижать этих детей! Вы хотя бы знаете, как сложно их после вас успокаивать? Вы понимаете, что превращаете их в манипуляторов? Что они специально называют вас «мамами», надрывая вам сердце? Запомните: эти дети никому не верят и не доверяют. И они знают, что никакие вы им не мамы. Они говорят то, что вы хотите услышать.

На таких мероприятиях все, как правило, спят. Кажется, я разбудила зал.

Мы все говорим о гуманизме, о спасении, о развитии. Но мы никогда не уйдем вперед, пока за нашей спиной стоят эти дети. Потому что высшая справедливость существует. И она не даст нам двигаться в будущее, пока мы не осознаем, что не надо закрывать глаза, не надо разрешать незнакомым детям называть нас «мамами» и откупаться от них дорогими подарками.

Есть такая восточная поговорка: «Нет большей мечты у сироты, чем плюнуть в лицо своему благодетелю».

Теперь я понимаю, о чем она….

Изменено пользователем Таня с Олли
Опубликовано

А я после университета работала в одной престижной школе и видела подобную ситуацию с другой стороны. Там учитель-литератор с 8-классниками полгода готовили "литературные чтения" для ребят из детского дома, а когда провели их, просто в ступоре вернулись. Дело в том, что они не смогли установить с детками из детдома контакт, те вообще никак не реагировали. Ну и ещё чего-то насмотрелись там, я уже не знаю. Учитель в итоге резюмировала, что нанесла себе и классу психотравму и что лучше бы они туда не ходили. Мне кажется, любой ребёнок, выступая на сцене и видя "раскачивающийся" зал травмируется не меньше ребят из зала. Так что зло это, как не посмотри. Каждый должен заниматься своим делам, никто же не ходит в больницы делать операции вместо врачей.

Опубликовано

Да...

Наш маленький хор пригласили в детский сад для детей с ЗПР. Не знаю, как те дети, но наши вернулись измотанные, со стеклянными глазами. И преподавателю стоило больших усилий восстановить желание петь у своих учеников. И это садик, в который дети ходят, это не интернат.

Так что вопрос с интеграцией не так прост, как распоряжение Минобраза.

Опубликовано (изменено)

Данко, тут дело, как мне кажется, в двух аспектах.

Первый-это совпадение наших представлений о благотворительности с истинными потребностями. Вернее, несовпадение. Потому что, если кажется, что ты придёшь с горящими глазами и как посеешь разумное, доброе, вечное, то сильно можно обломиться, если вдруг оказывается, что твои семена падают на совсем неблагодарную почву. И чтобы на ней что- то посеять, надо сначала повыдирать колючие сорняки, полить почву, взрыхлить, удобрить, опять повыдирать сорняки, опять полить...а красивой картинки бедных деток с ангельскими грустными глазками не получается.

Потому что реальные дети другие. И надо знать, какие они, как воспринимают, что им действительно нужно, и как и в какой форме они это нужное усвоят.

Тогда получится реальное доброе дело, а не попытка воплощения своего представления о нём.

Но оно не получится мимоходом.

Второй аспект- детям нужно общаться. Нужно знать, что есть и не похожие на них люди, со сложной судьбой, с нарушенным здоровьем. Чтобы при встрече с таким человеком знать и как общаться, и как помочь.

НО здоровых детей, так же, как и волонтёров, нужно правильно готовить к таким встречам.

И, ИМХО, учитывать также особенности детской психики и восприятия.

По мне, так лучше бы эстафету какую- нибудь устроили, или какое- то совместное дело- с движением, непосредственным общением...а не заумный литературный вечер.

И ещё для детей должно быть что- то привлекательное в детдоме, чтобы хотелось туда приходить. Это всё должны учитывать, продумывать и организовывать взрослые.

Опять же, не вдруг и не организовывая доброе дело ради доброго дела и общение ради общения.

Надо хорошо понимать, к кому, зачем и с чем мы идём.

Мои дети с очень раннего возраста ездят на наши занятия, в детдома, а в лагере для особых детей и волонтёрят, Алёшка в прошлом году в свои 12 лет на равных со старшими ребятами ухаживал за вверенным ему аутёнком.

И, чем невероятно порадовал- он, даже пройдя спецсеминары для волонтёров (а он и на взрослые со мной ходил) задавал по вечерам вопросы, которые говорили, что сын не просто так ходит с малышом- он вникает, что нужно для ребёночка, как это лучше сделать, перенимал мои отработанные приёмчики...

Тут, ИМХО, только самые позитивные качества вырабатываются.

И происходит взаимообогащение.

Изменено пользователем Таня с Олли
Опубликовано (изменено)

Про взаимообогащение согласна, но здесь тоже, мне кажется, важно не переусердствовать. Я знакома с одной девушкой, у которой мама - воспитатель детского дома и эта девочка в детдоме практически жила, училась с теми ребятами, в команде была баскетбольной и т.п. С одной стороны, она много интересного рассказывала, с другой - у неё явно задержка эмоционального развития, в 20 лет реакции как у 12-летнего подростка. И я, сопоставляя её поведения и её рассказы о жизни ТАМ, прекрасно понимаю откуда это. Т.е. я вижу это так - общение нужно и тем и тем детям, но строго дозированное и да, под руководством специалистов.

Ну а вообще я думаю, что все дети должны жить в семьях, не место им в разных учреждениях(

Изменено пользователем Данко
Опубликовано

Данко

Ну а вообще я думаю, что все дети должны жить в семьях, не место им в разных учреждениях(

Это вообще плюс миллион.

здесь тоже, мне кажется, важно не переусердствовать

И с этим согласна полностью. Особенно первое время, пока сил много и неофитского пылу через край.

В своё время меня очень впечатлил один пост из ЖЖ Доктора Лизы. Она повесила фото записки своего сына, которую нашла на ручке своей двери. Там было написано :"Больные отнимают у нас маму".

Мне стало страшно. Поэтому я ну оочень старалась первые годы соблюдать разумный баланс между занятиями и семьёй.

В лагерь мои просятся сами, Лёшка даже готов уже и без нас там жить- там тусовка, друзья ( которые мне ну оочень нравятся), кружки и прочее .ТО есть, не только чистое волонтёрство ( как раз я и пишу, что что- то должно привлекать ребят).

Мера, безусловно, важна и нужна во всём.

НО кружки и разумная совместная деятельность не помешают- это и получается как раз та самая, разумная, инклюзия.

Опубликовано

Данко, ну спасибо, что хоть дописали в конце про учреждения, а то я уж испугалась. Потому что

общение нужно и тем и тем детям, но строго дозированное и да, под руководством специалистов.

Выглядит несколько пугающе, не находите? Изоляцией и стигматизацией попахивает... Мне было бы неприятно, если бы моё общение со зрячими детишками в детстве босоногом дозировали специалисты :lol2: Кстати, для справки - а что вы думаете про мысль "Инвалиды - тоже люди"? Слегка оффтопик, но не удержалась.

По теме - да, подтверждаю - проблема есть. Подтверждаю, как человек, проходивший обучение в интернате для детей всего лишь с проблемами зрения (и даже не живший там, а просто приходивший учиться, как в обыкновенную школу - моими соучениками были живущие там ребята), хотя в последствии эта школа превратилась в нечто большее (и проблем стало больше). Все вот эти походы-экскурсии-приезды, бессистемные и бестолковые, очень сбивали работу самого учреждения, педагогов; и учебный процесс для учеников. Потому что большинство приезжающих, похоже, слабо себе представляли, к кому, зачем едут и что хотят донести. Особенно это касалось взрослых, казалось бы, людей, педагогов. А что делают дети, особенно с принимающей стороны? Готоооооовятся, да убереги меня небо от таких подготовок.

Я (да простите мне моё скромное имхо) считаю, что нельзя оберегать одних детей от других - от этого оберегания у меня во взрослой жизни куча бед - не с моей стороны, со стороны взрослых здоровых, пардон, людей: либо боящихся меня до дрожи, либо говорящих мне такие грубые несуразности, что не знаешь, смеяться или плакать. Мне приходится разгребать это всё без намёка, часто, на помощь с другой стороны, потому что люди ведь ещё и говорить об этом боятся. Но чтобы уйти от оберегания "здоровых" детей к нормальной реакции на особенные потребности других, нужно грамотное приложение сил взрослых образованных людей.

Опубликовано

Данко,

Выглядит несколько пугающе, не находите? Изоляцией и стигматизацией попахивает... Мне было бы неприятно, если бы моё общение со зрячими детишками в детстве босоногом дозировали специалисты :lol2: Кстати, для справки - а что вы думаете про мысль "Инвалиды - тоже люди"? Слегка оффтопик, но не удержалась.

Думаю, что люди с теми или иными особенностями, но живущие в семье, и дети, живущие в спец. учреждениях не одно и то же. Вы интегрированы в общество с рождения, социализированы. То, что некоторые люди ведут себя неадекватно по отношению к Вам - так это как раз потому, что многих людей с теми или иными особенностями изолируют в те самые учреждения, мы их не видим. А вот там психику калечат всем, любым детям. И общение с ними должно быть под контролем специалиста.

И не сравнивайте себя, пожалуйста, умную девушку с широким кругозором (я читаю Ваши комменты), и тех детей, психику которых ломают с рождения. Которых в младенчестве никто не носит на руках, у которых нет возможностей для нормального развития.

Опубликовано

Данко

В лагерь мои просятся сами, Лёшка даже готов уже и без нас там жить- там тусовка, друзья ( которые мне ну оочень нравятся), кружки и прочее .ТО есть, не только чистое волонтёрство ( как раз я и пишу, что что- то должно привлекать ребят).

Мера, безусловно, важна и нужна во всём.

НО кружки и разумная совместная деятельность не помешают- это и получается как раз та самая, разумная, инклюзия.

Ну а Вы, конечно супермама) Такая мама-специалист, спасибо за то, что делаете.

Опубликовано

Думаю, что люди с теми или иными особенностями, но живущие в семье, и дети, живущие в спец. учреждениях не одно и то же. Вы интегрированы в общество с рождения, социализированы.

Ойй, всё, к сожалению, далеко не так хорошо...

Это большая тема, но Северная Иоланта ( редкостная умница) хорошо знает, о чём пишет.

Дома лучше, конечно, но сколько детей, а потом и взрослых годами (!!!) не выходит из квартир, потому что родители их стесняются.

Какая интеграция в общество, Бог с Вами.

Это последние лет 10 ещё как- то что- то сдвинулось в сторону безбарьерной среды и хоть мало- мальского приятия инвалидов, а 19 лет назад эта тема вообще была табуирована.

В Москве грамотную, квалифицированную и систематическую реабилитацию получает 0, 25 детей, в ней нуждающихся.

Опубликовано (изменено)

В своё время меня очень впечатлил один пост из ЖЖ Доктора Лизы. Она повесила фото записки своего сына, которую нашла на ручке своей двери. Там было написано :"Больные отнимают у нас маму".

У меня две подруги, имея своих здоровых детей, занимаются другими детьми - одна в качестве волонтера, другая - профессионально. Баланса нет. "Свои" едва сдерживаются, чтобы не вступить в открытую конфронтацию, но... проскакивает у них в речи и поступках неприязнь к "тем детям".

Изменено пользователем Verysa
Опубликовано

В своё время меня очень впечатлил один пост из ЖЖ Доктора Лизы. Она повесила фото записки своего сына, которую нашла на ручке своей двери. Там было написано :"Больные отнимают у нас маму".

У меня две подруги, имея своих здоровых детей, занимаются другими детьми - одна в качестве волонтера, другая - профессионально. Баланса нет. "Свои" едва сдерживаются, чтобы не вступить в открытую конфронтацию, но... проскакивает у них в речи и поступках неприязнь к "тем детям".

Могу провести параллель с волонтерами приютов и породных команд с собственными запущенными собаками.

Опубликовано

Данко, вы поймите - основная проблема в учреждениях и в отсутствующей системе нормальной интеграции. Надеюсь, вы не думаете, что это дети виноваты, что они не интегрировались, что поумолчанию не могут общаться с интегрированными детьми?.. Это нелогично.

И я, кстати, тоже - далеко не во всём и не сразу. Таня с Олли права.

Короче, это общество само должно сейчас что-то делать, потому что потом, когда они все повзрослеют - эти дети - их уже никто не будет водить за лапку и оберегать от моральных травм: ни больных, ни здоровых. И не государство, ни система, а каждый человек отдельно в своей семье, со своими детьми должен хотя бы проговаривать такие вещи в обязательном порядке - вопросы про нормальное адекватное отношение проговаривать. Чтобы потом они, повзрослевшие, зараза, здоровые не спрашивали у меня про то, как я такая бедная живу, почему не хочу вернуть себе зрение и верю ли в кого-нибудь/мечтаю ли о чуде. Или не меня, а кого-то, кого это ощутимо больше заденет. Это со здоровой стороны. Со стороны детей из изоляции всё, конечно, намного сложнее. Намного.

Таня с Олли, господибоже, дайте я вас обниму, можно?)

Проблем достаточно и в семьях - большой ошибкой будет думать, что там всё гладко и чистенько. Даже я, "адекватная девушка с широким кругозором", могу сказать, что знаю это непонаслышке. Родные хотя бы просто незрячих (да, я считаю, что это просто) стесняются их трости, взгляда без тёмных очков или очков без взгляда, :lol2: собак-проводников. Они часто не понимают, какие у человека есть адекватные потребности (если за человека его воспринимают - и на том спасибо). И это только чисто практические вопросы, в дебри психологии мы сейчас не пойдём. Я понимаю, Татьяна, что вы об этом знаете - я вижу это по вашим статьям. Работа с детьми в этом смысле вообще не налажена - ни в учреждениях, ни без них. Другое дело, что в семье с ребёнком всё-таки работать проще. Среда-то естественная. Правда дополнительной помехой легко могут стать родные... Но им, как правило, вообще нужна отдельная (и глобальная) психологическая помощь - а где её брать?

Именно поэтому я считаю таким важным то, что вы делаете - вы делаете это с детьми, им это помогает, у них есть прогресс. Что толку в концертах и показных мероприятиях, если они не способствуют нормальной, адекватной жизни для этих детей? Зачем вредить? Особенно детишкам с ментальными нарушениями,- мне кажется это особенно важным,- а не с физическими.

Правду сказать, это несколько далековато от благотворительности...

Опубликовано

Вот прямо всем спасибок раздала. Последнее время так можно становится "канис-терапия" - процесс, в котором просто люди просто приезжают в просто детские дома и просто пляшут. Это ужасно. Ужасно точно так же, как и то, что в обществе им рукоплещут и растекаются "какие же вы молодцы!" Мне порой кажется, что такая деятельность не только не полезна, а вовсе опасна. Нельзя без минимальных знаний вторгаться в этот мир...

По теме: мы в 7-11 классах ездили в детский дом в Суксуне (Пермский край, Кунгурский район), брали детей из детского дома на неделю в семьи. Это было... как-то опустошающе.

Опубликовано

Есть годный фильм частично на данную тему - "Класс коррекции" называется. Там с самого начала про эту гнетущую стигматизацию и желание изолировать людей с ограниченными возможностями (я лично против слова "инвалид"). И вся проблема в невежестве того обещства, считающего себя "нормальным", а от взаимной изоляции все эти проблемы с "психологическими травмами" и лицемерием показных концертов и наездов под Новый Год с подарками.

Опубликовано

Общество должно всех детей в семьи забрать, интегрировать в учреждениях их нереально, вот что я пытаюсь донести. И детям здоровым можно что угодно говорить, но гораздо лучше, когда особые дети живут вокруг и я не только говорю, но показываю своё отношение к ним ребёнку.

Данко, Чтобы потом они, повзрослевшие, зараза, здоровые не спрашивали у меня про то, как я такая бедная живу, почему не хочу вернуть себе зрение и верю ли в кого-нибудь/мечтаю ли о чуде. Или не меня, а кого-то, кого это ощутимо больше заденет.

А вот это вообще проблема нашего общества - лезть человеку в душу, когда тебя не просят. Касается всего: нет парня - когда замуж? Нет детей - когда будут? Трое детей (девочки) - что, мальчика так хотели? У соседки собака погибла, так каждый решил, что его долг - выпытать детали, по фиг, что она рыдает при таких разговорах. И все ей советы дают: завести щенка, мужа, любовника, ребёнка и т.п. По фиг людям на чувства других и что у них там происходит в жизни, просто хотят себя почувствовать такими хорошими, сочувствующими. Это с родни псевдоблаготворительности как раз.

Опубликовано

Общество, в котором детей разбирают по семьям, сохранилось в некоторых республиках Кавказа - благодаря консервативным устоям и религиозному сознанию.

ххх

Любой человек не может быть травмирован только в рамках физических - это всегда травма и психологическая, и это требует зачастую гораздо большего профессионализма и мужества со стороны окружающих.

Опубликовано (изменено)

Мы с коллегами курируем социальный приют, ездим заниматься с ребятами. Брала туда своих детей на субботник. Все были довольны - и приютские, и мои. Полное единение произошло на почве посадки деревьев :lol2: Так что тут (в оригинальном посте) вопрос в организации. Не поняли, куда и с чем едут. Не стали париться и выяснять. Результат оказался тоже не тот, что ждали.

Изменено пользователем Denis&Alla
Опубликовано

Не стала создавать новую тему, думаю, что здесь будет уместно написать.

Сегодня по каналу "Культура" в программе "Наблюдатель" с Андреем Максимовым был удивительный разговор о театре "Недослов", в котором играют глухие актеры, о возможностях глухих людей, проблемах, были небольшие отрывки из спектаклей. Очень рекомендую посмотреть!
/>http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1173678/video_id/1136990

Опубликовано

ПО следам публикации: ответы автора,психолога Наны Романовны Оганесян, на вопросы.
/>http://nanablog.livejournal.com/16272.html

Друзья, я очень благодарна за отклики на статью «Благотворительность без прикрас» В ней речь шла о благотворительной поездке с концертом в психоневрологический интернат для детей-сирот. Хотелось бы здесь ответить на часто задаваемые вопросы:

Нужны ли вообще такие поездки?

Нужны, безусловно. Изоляция детей в подобных (закрытых, по сути) заведениях ни к чему хорошему не приводит. Но поездки нужны продуманные! Чтобы они шли на пользу, прежде всего, детям в интернатах, а не самим благотворителям, тешащим свое самолюбие.

Нужны ли концерты такого рода?

Нужны, но готовить их следует ВМЕСТЕ с воспитанниками интернатов. А для этого нужны люди, которые систематически приезжали бы к ребятам. Которые бы выстраивали с ними взаимоотношения и вместе с ними готовили праздник. Ведь что такое для нас праздник? Это подведение итогов. Награждение и самовознаграждение. И когда мы приезжаем в интернат со «своим» праздником и «своими» детьми, мы подводим свои итоги, а не итоги воспитанников детских домов.

Нужно ли дарить детям дорогие подарки?

Еще раз хочу обратить внимание на то, что у таких детей сформирована стойкая иждивенческая позиция: что весь мир им должен. К тому же, им сложно понять, что дорого, а что – дешево. Они пока не могут внутренне дифференцировать ценность подарка, понять, сколько на него потрачено денег и труда. На днях я побывала в интернате, где занимаюсь социальными проектами. И психолог рассказала мне, что дочь социального педагога этого заведения (представитель крупной компании) решила подарить на Новый год детям компьютеры и планшеты. Отмечу, что подарки постарались выдавать продуманно: только тем, в которых были уверены – скорее всего, они не сломают компьютеры, и их не отнимут родители, забиравшие своих детей на выходные… Увы! Прошло всего полтора месяца, и планшетов с компьютерами не стало. Часть сломали. А про большинство дети говорили так: «Мой папа/Моя мама куда-то их унесли» (читай, пропили).

Может быть, детям оставлять подарки в интернате и пользоваться ими только там?

Могу ответить со знанием дела: не вариант. Знаете, кого дети в интернате считают своим другом? Думаете того, кому доверяют? Или с кем у них общие интересны? Или если им банально хорошо вместе с этим сверстником? Нет, друг в интернате – тот, кто у тебя не ворует. И в таких местах, как объяснил мне один мальчик, много друзей не бывает..

Что же делать, остается только опустить руки?

Ни за что! Туда надо приезжать для того, чтобы помочь этим детям социализироваться, чтобы расширить их кругозор, чтобы научить их выстраивать отношения с другими и с миром, чтобы постепенно избавлять их от иждивенческой позиции. А для этого нужно много терпения, необходимы знания, умения и отработанные навыки общения с такими ребятами.

Как именно проходит такая психологическая работа с детьми в интернатах?

На постоянной основе. Как вы думаете, зачем мы учим стихи? Потому что в стихах есть ритм. Любой оратор вам скажет: там, где есть ритм, в работу включается тело. Поэтому все, что ни делается с этими детьми, надо делать ритмично – чтобы «включить» их тело. Чтобы подружить их мысли и чувства. Чтобы оживить их, научить реагировать на мир и окружающих по-другому. У большинства ребят банально не отрегулирована мимика лица. И мы много времени посвящаем тому, чтобы научить их (хотя бы!) читать наше выражение лица и передавать нам свое настроение. Дети в таких учреждениях обычно относятся ко всему не личностно, а «параллельно», думая, что это все не о них.

И потому нужно, чтобы все мультики, которые им показывают, все фильмы, которые им демонстрируют, все беседы, которые с ними ведут и все упражнения, которые с ними делают, ребята научились пропускать через себя, видели бы в них себя. Но для этого и у нас самих тоже должна быть ясная, внятная позиция: по тем сказкам, которые с ними читаем, по тем фильмам, которые с ними смотрим, по тем играм, в которые с ними играем, по тем смысловым понятиям, о которых мы рассуждаем, по тем ценностям, которым пытаемся им транслировать. Потому что важна не сама сказка, а разговор через сказку. Только так мы можем передать им свой культурный код.

О чем самим благотворителям особенно важно помнить при работе с детьми?

Приведу ещё один пример. В прошлом году в интернате появился деятельный молодой директор. Зайдя в столовую, он ахнул. Дети врывались на обед, рассовывали по карманам хлеб, выпивали сок – но не ели приготовленные им блюда. Он расстроился, решив, что ребята остаются голодными. И обязал воспитателей и классных руководителей кормить их буквально с ложечки. Детей рвало(!). От эксперимента отказались буквально через день. В чем же было дело? Интернатовские дети попросту не привыкли к нормальной, здоровой пище. Они ели «Доширак», пили газировку – а в качестве поощрения родители покупали им чипсы…

Метафора, связанная с пищей, позволяет понять и другое: все то, что мы считаем здоровым и полезным (книги, фильмы, занятия или наставления старших), этими детьми зачастую отвергается. И нужно время, терпение и, если хотите, «перепрограммирование»: чтобы дети оказались в состоянии «есть» ту духовную, умственную «пищу», с которой мы к ним приходим.

Очень важно не спасать этих ребят – а научить их партнерству. А для этого самому надо ясно знать свои сильные стороны, ресурсы, что ты способен дать. И еще надо обязательно ответить себе на вопрос: что эти дети могут дать мне? Только так человек будет готов к новым и новым поездкам в интернаты, без трагедий и внутреннего надрыва. Уверяю вас, эти дети могут дать очень много! Они смелы, не боятся ошибок, спонтанны, не боятся говорить то, что думают, у них огромное количество нереализованной энергии. А ещё открыты, способны на взрослые поступки. И самое главное - они живые, настоящие.

Какова самая серьезная ошибка благотворителя при общении с детьми?

Стараясь выстроить отношения с интернатовскими ребятами, всегда помните: у этих детей ЕСТЬ родители. Возможно, родители «непроявленные». Возможно, только биологические. Но родители есть. Ни в коем случае не пытайтесь занять родительское место. Вам нужно придумать ту позицию, из которой будут равно видны и дети, и их родители. Только так, уважая достоинство семьи ребенка (возможно, семьи социально не состоявшейся), можно оказать помощь.

В интернате, где мы работаем с волонтерами, при первом же посещении психолог, Надежда Ивановна, отдельно попросила: НЕ ЖАЛЕТЬ этих детей, «иначе они не простят». И рассказала историю о молоденькой учительнице, которая настолько прониклась к ребятам, что стала приносить им домашние пироги. История закончилась печально. Дети обвинили ее в домогательстве... В интернате прекрасно знали, что обвинение не имеет под собой оснований. Но, тем не менее, педагог в слезах ушла оттуда.

Вы думаете, эти дети – ангелы? Нет. Но у них есть достоинство и с этим достоинством надо считаться. Унижение достоинства – дарить человеку подарок, за который он никогда не сможет расплатиться...

Нецензурная брань в устах ребенка – это правда или художественное преувеличение?

После моей публикации несколько трепетных дам выразили недовольство нашим диалогом с подростком на территории интерната. Их смутили бранные слова, и они с возмущением заявили, что «такого не может быть». Включайтесь в жизнь, ребята! Эти дети матом не ругаются, они на нем разговаривают. И если вы хотите с ними работать, будьте готовы к такому способу общения. Если вас от детского мата корежит (а корежит от него всех) – не демонстрируйте этого, иначе они вас специально будут провоцировать. Только ваша невозмутимость научит их говорить, общаться на других условиях. И, кстати, мальчик откровенно с нами поговорил, совершенно нас не обидев.

Как общаться с педагогами в интернатах?

«Обреченность» некоторых сотрудников подобных заведений – еще один важный вопрос. Многие из них апатичны, ни во что не верят, условно говоря, «сгорели». Возможно, каждодневная атмосфера пребывания в подобных местах и в самом деле действует чересчур угнетающе. Вот почему особое внимание надо уделять и взаимодействию с персоналом, чтобы сделать педагогов своими союзниками. Они тоже должны поверить, что изменения возможны. И не стесняться своей некомпетентности в некоторых случаях…

Попытаюсь обобщить свои спонтанные размышления: вы очень нужны этим детям! И, надеюсь, они вам тоже нужны. Если вы готовы выстраивать с ними отношения, готовы выйти из зоны своего благополучия и комфорта, готовы с открытыми глазами смотреть на их боль и проблемы, сталкиваться с их агрессией, жестокостью, манипуляциями, воровством – вперед! Потому что, пройдя все испытания, вы доберетесь до истинной сути этих детей – искренности, открытости, доброты, мудрости не по годам, готовности к доверию и любви.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...