Перейти к содержанию
Лабрадор.ру собаки - ретриверы

Рекомендуемые сообщения

  • 2 недели спустя...
Опубликовано

Не знаю, как ставить ники-ссылки, потому просто списком

 

см. лички 

 

Чебурашка
Золотая собака
Княжна Мария
.Ru 
Маринка-мандаринка и Фиджи
Анна и Мэс
Гарик-плюшка
Taty
Лу
Vick77
Natalie_VB

Инна Харина 

 

Другие  см. на ФБ, кому-то, вероятно, прилетит два раза.
Кого не упомянула, прошу не обижаться, а просто стукнуться в личку.

 

С ув. Ольга Ше | osh

  • Like 1
  • Спасибо 1
  • 2 недели спустя...
Опубликовано

Получила ценный и классный опыт интенсивной дрессировки щенка. Ну и он тоже получил все, что нужно.

Надо было дать азы бытового послушания 4-х мес щенку в короткий срок

 

 

  • Like 4
  • Спасибо 2
Опубликовано

Попросили уточнить для ясности.

 

На щенке нет строгача, нет эшо, недоуздка, удавки и т.д. Обычный ошейник (черный со светлыми полосками) + серый антиблошиный ошейник не по размеру, так что его концы болтаются и кольцами завиваются.

  • Like 1
  • Спасибо 1
  • 3 недели спустя...
Опубликовано

 

Хотела сначала задать вопрос: «Никто не знает этого ушлёпка?»

Оказалось, что ушлёпка-то и не видно - снимала на древний смартфон и меж нами было почти 80 метров (потом измерила по Яндекс.картам). Картинка развалилась на пиксели. Зато неплохо слышно - начиная с 35 сек (на видео надо выставлять в настройках качество 480).

 

Да и не важно - таких уродов по всей стране сотни.

 

Что было. Мы с собакой-ученицей (кстати, та самая типа «пария» - 3,5 мес как из приюта, а до того с улицы, и даст фору многим породистым по желанию быть с человеком и служить ему) шли себе и по ходу дела отрабатывали подзыв с поводка. И тут первый раз заорала собака впереди. Я подумала - случайно, на лапу наступили или еще что. Правда, орала она так… В общем, я увидела впереди парня - ясно было, что он типа тот, кто кинолог, и двух молодых женщин/девушек. И белую гладкошерстную высоколапую собаку, по мне так подросток, метис кого-то, показалось, что сука.

 

Не доходя до них, мы с Корой переместились на другую сторону Вавилова. Я шла и посматривала - девушка стала прохаживаться с белой собакой в рядом по тротуару туда-сюда (почему занятие проводилось на шумной улице впритык к проезжей части и рядом с автобусной остановкой - вопрос, мне не показалось, что у собаки умения уже такого уровня, что можно выводить ее в сильные раздражители).

 

И кстати… люди мимо них ходят, как ни в чем не бывало - ни один не оглянулся на вопли собаки, как будто так и надо…

 

А потом белая собака заорала еще раз. Ну и я увидела причину: до боли знакомая картина, когда человек берет ее за шкварник или ошейник и поднимает так, что задние лапы болтаются в воздухе. Может еще и потряхивать. Если поднимает за ошейник - собака орет от того, что придушивается, если поднимает за шкирку - там, думаю, адская боль возникает из-за собственного веса животного, который тянет ее вниз, тогда как рука тянет загривок вверх. Ну и просто собаке страшно, многим буквально панически.

 

И самое-то главное в том, что белую собаку трясли за загривок ПРОСТО ТАК. Я видела, что она вполне настроена работать, не сопротивляется и не желает никуда от хозяев сваливать. Только научите, что называется.

 

И вот тут-то у меня разрыв шаблона. Этот урод, поднимая собаку за шкирку, учил не ее и тем более не ходить рядом. Он демонстрировал женщинам модель их будущего общения с собакой через грубое подавление при помощи физической силы. Он вкладывал им в голову мысль, которая витает на многих площадках, и которой вооружена куча современных дрессировщиков: «В начале обучения собаке следует дать понять, что самое страшное для нее на свете - не выполнить команду/не послушаться хозяина». Для этого сотни таких, с позволения сказать, дрессировщиков, скручивают ничего не подозревающую собаку в бараний рог и говорят - а теперь ее можно чему-то учить. И вот эти тетеньки, может быть, именно так в дальнейшем и будут общаться с собакой - им же специалист сказал, а он лучше знает. Такие объяснения от хозяев я слышала уже много раз.

 

И тогда именно о процессе обучения речи уже и не идет - собаку такие люди чаще заставляют, а не мотивируют, принуждают, а не побуждают… Это оказывается скорее и легче для достижения результата: выполнения собакой чего-то там. И им уже и неважно ЧТО лежит в основе действий собаки, и что она сама с собой об этом думает. Сработало же, что-то делает.

 

Одна из экзекуций подавления где-то называется «лебедь», где-то может по-другому, а как называется то, что я видела сегодня - не знаю. Потому что к обучению собак оно не имеет никакого отношения.

 

Это - аксиома дрессировки: на безусловных реакциях ( = инстинктах) ничему никого обучить нельзя. Даже безотносительно морально-этической стороны дела для этого есть веские методологические основания: людям не дано взять под контроль инстинкты животного, а у него, у животного, при безусловных реакциях просто не запускается процесс освоения поступающей информации условного характера.

 

Но ведь многие именно так и «учат». Очевидно, свято веря, что ведут именно процесс обучения!

 

Я ученикам часто даю посмотреть видео, которое скачала из интернета. Дрессировщик из какого-то регионального городка разместил его в качестве рекламы своих услуг. Первое занятие, стоят в кругу люди, преимущественно молодые парни и девушки, а собаки еще щенки и подростки, самые разные породы/беспороды. И вот этот дрессировщик говорит им: наваливайтесь на собак, заставляйте их лечь во что бы то ни стало, да так, чтобы они распластались по земле! (отсюда и название «лебедь»). Они будут сопротивляться, но вы обязаны их уложить, если надо, то и силой!

 

И вот представьте. Сидит себе щенуля, только начал оперяться, мир познавать. Для него все внове и все вокруг прекрасно и интересно - солнышко, листик падает, птица летит, а вот любимая хозяйка рядом - что еще для счастья надо? И тут эта хозяйка, порой еще и с косичками с бантиками, вдруг чуть не матом кроя сверху валится на собаку с воплями «Лежаааать!» И на шею сверху жмет щенка мордой в землю и в грязь, и подняться не дает. Еще и усесться сверху может, если собака крупная. И орет ведь непрерывно - Лежать, лежать, лежать, кому я сказала!!

 

Вот ни с чего - просто так. Как и тот дебил, что поднимал сегодня собаку за холку.

 

Я знаю, что бывали случаи, не много, но было такое, когда психика некоторых собак после этого просто ломалась. Если мордой в землю ткнули нормальную собаку - да, может быть, со слабой от рождения нервной системой, но в целом нормальную, ей не службу нести, а компаньоном быть! - то, на лапы поднимались уже воющие скрюченные истерично трясущиеся собачонки с хвостами между задних лап.

 

Честно говоря, я не знаю, откуда берутся такие «дрессировщики». Ни в одной книге я не читала подобных рекомендаций и вряд ли на каких-либо кинологических курсах этому учат. Это какие-то собственные придумки людей, компенсирующих отсутствие квалификации грубой физической силой.

 

На мой взгляд, грубую физическую силу, вызывающую у собаки безусловные реакции, применять можно только в одном случае: когда собака целенаправленно и сознательно идет на столкновение с человеком, чтобы в схватке победить, перестроив с человеком отношения и за его счет получив для себя какую-то выгоду. Это специально провоцируемый животным конфликт - такое бывает, собаки разные с разной селекцией и разными судьбами.

 

И тут у человека только два варианта: либо противостоять и не дать состояться у питомца негативному опыту такого поведения для реализации его в будущем, либо сдаться. (Противостоять тоже надо с умом. Выбор сопротивляться предполагает как минимум 1) моментальную ответную реакцию 2) отсутствие страха быть покусанным 3) уверенность в своей победе. Если даже при желании противостоять этих качестве нет, то получается вариант номер два - сдаться).

 

Именно в этом случае против зубов животного ничего не остается, как выдвинуть грубую физическую силу. Тут о процессе обучения речи и не ведется, это о безопасности - текущей и будущей.

 

Но только в этом случае. Когда же побуждение для агрессии у собаки - страх, попытка найти выход из какой-то ловушки, или неумение вести себя по-другому и т.д. - физическая сила просто неуместна, поскольку действует разрушительно с учетом перспективы. Применяя ее, повторюсь, ничему животное не научить. Подавить и сломать - легко, человек априори сильнее собаки. Еще был бы и мудрее - совсем было б хорошо…

  • Like 3
  • Печаль 2
Опубликовано (изменено)

Ольга, я очень далека от темы кинологических центров, самоучек, ушлепкоыюв в этой профессии. Это кошмар. Должны быть сообщества, как сообщества защиты прав потребителей, правозащитников, против сект и пр, и в этом деле. Выявлять, путь не целенаправленно, у всех своя работа. Но вот так (спасибо за оповещение) хотя бы. Распространять, просвещать внутри профессии. Методики разные, но конкретное изощренное надругательство, насилие...надо просвещать. Прям на своих сайтах "как НЕ ДОЛЖНО быть" (условно) Ведь те, кто к таким идут, зачастую и не подозревают что это не занятия, а.... а спасать потом трудно, а иногда и поздно.

Простите, если глупость сказала.

Изменено пользователем ostorozno
  • Like 1
Опубликовано

Почему глупость - вы совершенно правы. Мое мнение тоже, что нужен какой-то надконтрольный орган или общество для этих процессов - что-то такое, что задавало бы хотя бы понятие нормы, что приемлемо, а что нет.

Но вот как это сделать технически - не понятно. Да и противодействие сразу начнется, я думаю. 

  • Спасибо 1
Опубликовано

Позавчера произошло знаменательное событие.

 

Опишу его здесь. Через этот пример попробую ответить на некоторые вопросы, которые возникают у начинающих собаководов.

 

Например, такие:

 

«Я уже целую неделю/две/три/etc отрабатываю с собакой движение Рядом, Подзыв, Фу и все остальное - а она не идет рядом, убегает от меня и стремится сожрать все, что не приколочено! Она тупая? Сколько же времени нужно, чтобы она поняла, что я от нее хочу? Что я делаю не так???»

 

Это, наверное, вечные вопросы, они возникают у всех новичков. И им непросто понять ответ в двух словах. Ниже история бывшеприютской, а до того бывшеуличной двухлетней собаки Коры. Она поможет разобраться тем, кто действительно этого хочет. Кто не хочет - тому и не поможешь примерами и советами.

 

Тему разобью на несколько частей, чтобы не было утомительно ее понимать.

 

Что же произошло

Мы с Корой каждый день поднимаемся и спускаемся по одной и той же лестнице в режиме «управление ногами». Просто в какой-то момент я подумала: и чего ступенькам пропадать, раз мы все равно по ним ходим, а на ровной поверхности отрабатываем «цепочку шагов» (человек идет с левой ноги - собака стартует с ним, человек с правой - собака остается на месте)?

 

Так и прошел месяц с переменным успехом со стороны Коры: то забудет, то перепутает. Я уж, было, хотела махнуть рукой, но пока решала махнуть или нет, все равно каждый раз «предлагала» ей ноги.

 

Вчера я попросту забыла обо всем этом - задумалась и без остановки перед ступеньками стала подниматься. И тут прошибло: А Кора-то где?? Рядом ее не было. Оглядываюсь - стоит внизу, смотрит.

 

А вчера я уже специально воспроизвела позавчерашнюю ситуацию. И все повторилось. Она осталась внизу САМА, без указания, когда на первую ступеньку я пошла правой ногой.

 

Ок. Но это - не результат, конечно, в смысле не сформированный навык. А лишь второй шаг от его начала.


Про социализацию и адаптацию

Что представляет собой Кора - «бывшеприютская, а до того бывшеуличная» собака? В доме, с людьми раньше не жила, но к ним тянется, ей очень нужен человек рядом. Соответственно, кроме желания что-то делать, умений это делать ноль без палочки, да еще на фоне боязни из-за непонимания обычных бытовых вещей и явлений: подъезд, лифт, веник, швабра, лежанка, мячики, вентилятор, зонтик, хождение на поводке, люди с колясками в парке, кричащие дети на детской площадке и т.д. - все для нее внове.

 

Голуби, вороны - моментальный рывок, чтобы согнать и съесть то, что они клюют; другие собаки в зоне видимости - резкий и взрывной лай, чтобы заранее заявить: Не подходите! Я даже не упоминаю о панических атаках при появлении сильных звуков (фейерверк) или больших объектов поблизости (длинный фыркающий автобус). А уж движения, напоминающие набрасывание сети, в ее памяти засели надолго.

 

Так было в начале - 3,5 мес назад. Теперь она много умеет и уже иное отношение и к голубям с воронами, и к чужим собакам, если они не приближаются ближе 15 м (при том, появилось немало знакомых собак, с которыми она может вместе гулять). Однако паника и вздрагивания еще будут долго - это по части инертности нервной системы, нейрофизиология, исправится только со временем.

 

Все это - процесс социальной адаптации, а НЕ социализации, как многие называют. Потому не допускайте ошибки, ведь «Как ты яхту назовешь, так она и поплывет» - за каждым словом стоит конкретное понятие, от чего зависит весь комплекс последующих событий.

 

Почему НЕ социализация? Что это такое - см. не в соцсетях, а в специализированной литературе. Тут просто констатация: представителю вида Homo sapiens объективно не дано проводить социализацию представителя вида Canis familiaris. Как и наоборот: история, рассказанная Киплингом про социализацию волками человеческого детеныша, это красивая сказка, в жизни все трагичнее и, что плохо, необратимее. Вернувшись в человеческое общество, мальчик Маугли скорее всего так и не смог научиться говорить, и уж точно не смог освоить письмо, чтение и счёт, не обучился он также бытовым умениям - есть при помощи ложки, спать на постели и справлять нужду в туалете. Хуже того - он не научился общаться с другими людьми и не стал полезным и деятельным членом общества.

 

Здесь ключевая позиция: у нас с собаками хоть и взаимопроникающие на протяжении тысячелетий, но все же разные умвельты (тоже см. в литературе, а также в сети - в отличие от темы социализации тема умвельта менее известна, потому не сильно искажена обсуждениями).

 

Итак, в социализации от человека зависит лишь не мешать, а помочь ей состояться.

 

А вот во время социальной адаптации как раз роль человека исключительно важна, ибо бессмысленно сводить все к идее постепенного привыкания к среде с новыми раздражителями. Для этого характер и «поведение» этих раздражителей должны быть стабильными на длительном промежутке времени, что нереально - многие из них объективно неподконтрольны нашему влиянию. Никто не сможет заставить «замолчать» фейерверк, если он начался, или остановить автобус, или убрать из зоны видимости кошек и собак.

 

Иная собака, если предоставить ей адаптироваться самостоятельно, буквально научится жить СРЕДИ новых для себя вещей и обстоятельств, не вступая с ними во взаимодействие (почему так может произойти - уже другая тема). А значит, собака не будет активно осваивать эту новую для себя среду обитания. На выходе рискуем получить не желаемую адаптированность, а форму эскапизма, когда качественно поведение животного не меняется, а скорее, ухудшается. Собака как бы окукливается, становится центростремительной в саму себя, инициатива по налаживанию социальных связей дается ей настолько тяжело, что она может от них и отказаться.

 

Чтобы во время адаптации поведение собаки все же изменялось в нужную сторону за счет вытеснения негативного прежнего опыта позитивным новым, должна возрасти роль человека, который живет рядом. Он расставляет ориентиры - как вешки на болоте, чтобы пройти его верной тропой и не сгинуть в трясине.

 

Нельзя путать социализацию и адаптацию

Именно поэтому нельзя путать социализацию с социальной адаптацией. Ведь человеку надо вести себя по-разному. В первом случае отойти на задний план и подметать подмостки, протирать влажной тряпкой декорации и поддерживать в порядке софиты. Иными словами - создавать условия, выстраивать окружающий ландшафт. Во втором случае он становится актором всего действа - прима-балериной или первой скрипкой, если продолжить театральную аналогию.

 

И тут важно понять - социальная адаптация к жизни в семье нужна не только «преждебезнадзорным» и приютским, а всем собакам, независимо от породы или домашности/бездомности.

 

Среди породистых куча переустраеваемых животных или сданных прежними хозяевами в приют. Это мощная встряска для нервной системы и, если не всегда сформированный негативный опыт (то, что меняет сущность животного и в конечном итоге - поведение), то близко к нему.

 

И щенков, попадающих в семью от заводчика, это тоже касается. У них еще нет негативного опыта… на самом деле, у них вообще может не быть никакого опыта. И отбором «правильного» опыта с целью формирования у собаки адаптационных механизмов для жизни в той или иной среде как раз и следует заниматься хозяину. Поскольку домашняя собака, которая не может покинуть дом без человека, полностью попадает в зависимость от его решений: куда и когда они вместе идут, что вне дома видят и делают, с кем и по какому поводу общаются.

 

Вот собака на самовыгуле, хоть вроде и домашняя, но опыт она как раз приобретает самостоятельно, и какой он будет, а, следовательно, и поведение животного - хозяевам неведомо (да, наверное, и неинтересно).

 

Иными словами, у щенков социальная адаптация, по времени частично совпадающая с социализацией - это процесс ВОСПИТАНИЯ. В этот период хозяин, если он занимается отбором правильного опыта, своими руками формирует верное поведение питомца в недалеком будущем. Именно в нем, в том будущем, хозяева, которые не занимались воспитанием собаки, чаще и задают указанные в самом начале заметки вопросы.

 

Продолжение, как говорится, следует…

  • Like 2
  • Спасибо 4
Опубликовано

Вчера вечером прямо три "картинки с выставки" подряд, как живая иллюстрация к написанному про соц адаптацию.

 

Первая. Спускаюсь в лифте и на подъезде к 1 этажу слышу какой-то нетипичный шум. Дверь открывается, и в тамбуре между лифтами я вижу мужичка с собакой.... Года три назад пожилая пара, вполне себе интеллигентского сословия, лет по 70 им уже, завели собачку. И ничего лучше не придумали, как взять щенка джек-рассела. То, что это сука - не меняет дела вообще.

 

Периодически, пока она росла, я их встречала. Обычно мужчина с ней ходит - и его действия, когда собака вышла из возраста щенка, просто не описать. Сплошной бред и все не то. И результат я видела в развитии: с каждым разом собака становилась все отмороженнее и агрессивнее ко всему вокруг, включая хозяев. Наблюдая за ними, я поняла, что хозы сто раз пожалели, что взяли собаку, по крайней мере, эту. Им явно не приходила мысль, что в отморозка они превратили ее своими руками. И с тем же успехом они превратили бы в зверюгу какую-нибудь болонку.

 

И вот вчера - двери открываются и я вижу: хозяин... между прочим, такой краснощекий пышущий здоровьем дядечка с полуседой эспаньолкой, прям с открытки про немецких пенсионеров... борется с собакой. Правда, на расстоянии, не рискует руками к ней лезть, удерживает поводком (рулеткой, разумеется, причем, тросиковой). В пасти у собаки наисвежайшая куриная кость - видимо, на улице подобрала и тащит домой. Он ручки тянет - собака рычит, скалится и кидается. Мужик отскакивает и снова. Явно он пытался от кости избавить собаку еще на улице, да не вышло.

 

Тут появляюсь я, дядька пользуется моментом, когда собака отвлеклась и как... хрясь ногой по морде. Да с такой силой, что, наверное, эспаньолка-то на бок съехала... Метил в кость, но собачка маленькая, а он явно не снайпер, так что ей и по морде тоже прилетело. Кость выскакивает, но я уже прохожу и просто слышу звуки молчаливой борьбы и уезжающего, наконец, лифта.

 

И я точно знаю - по его и жены мнению, им досталась собака - стерва. Они ни при чем.

 

Вторая картинка. Вышла на улицу, жду светофора, а с другой стороны к переходу подходит молодой парень с подростком азиата. Я не первый раз их вижу, но всегда мельком, и представления, что там между ними происходит, не сложилось. А тут все в деталях могу рассмотреть. Должна сказать - парень просто ммм…. красавец, короче, ну, на мой вкус - высокий, стройно-спортивный, мордень тоже ничего. И азиат у него экстерьерно прекрасен, хотя я и не эксперт в этой породе. Но глаз, что называется, радуется. Подросток этот (собака) будет огромным, он уже в холке мне по середину бедра.

 

Идем в одну сторону - слежу за ними. Они направляются в парк, ну… по крайней мере, парень думал, что они идут в парк. Быстренько так стали удаляться, и я на несколько секунд потеряла их из виду. Когда снова нашла глазами, сначала ничего не поняла. Собака сидит посреди тротуара, а парень на длину поводка ближе к парку (тоже, кстати, рулетка, причем, в правой руке, для меня это определенный знак). Грешным делом, подумала, что выдержку отрабатывают, еще удивилась, отчего так близко к проезжей части.

 

Дальнейшее действие разворачивалось быстро. Парень подергал несколько раз рулеткой к себе - собака сидит. Парень подошел к собаке, наклонился над ней с высоты своего роста, и я так поняла, принялся уговаривать, типа: ну пойдем, мой милый, давай-давай же! Кобель все равно сидит, не шелохнувшись даже. Когда парень попытался его физически сдвинуть - кобл зримо уперся всеми четырьмя лапами и отклонился в другую сторону. Потом собака встала и пошла в сторону одного из домов, не глядя на хозяина - через широкую полосу газона, через придомовую дорогу и там снова села. Все это время парень плелся за собакой, вяло подергивая рулетку. Присмотрелась - кобель сел у поворота в арку в доме. Короче, азиат решил идти не в парк, а в какое-то другое место.

 

Ну и ясно, что было дальше? Когда молодой человек, наконец, доплелся до собаки, та встала и повела его в арку. Что там было дальше, я уже не видела.

 

Третья картинка. Перед тем, как встретить парня с азиатом на светофоре, я увидела на газоне рядом другого парня с кокером. Еще порадовалась: «Молодец какой, собакой занимается!» Парень кидал собаке то ли мячик, то ли палку и хвалил ее. Через 40 минут я возвращалась тем же путем, и снова увидела на том же месте парня с кокером. На этот раз молодой человек пялился в смартфон, а собака душилась и хрипела на вытянутом поводке (рулетке, конечно), которую держала столь же вытянутая в струнку рука парня. Еще раз повторю: они 40 минут провели на одном месте, а это обрамленная деревьями полянка диаметром примерно 15 м. При том, что рядом есть сквер, в 800 м - парк и вообще здесь такой район, что широкие открытые пространства, где нормально гулять хоть с тремя собаками в руке.

 

Короче, после этого, слава богам, пока дошла до дома, больше никого не встретила.

  • Like 2
  • Ха-ха 1
Опубликовано

Года три назад посчастливилось наблюдать за прогулкой женщины с воспитанным йорком. В процессе отрабатывалась послушка - сидеть, лежать, ко мне, рядом. 

Помню как минут на 15 зависла наблюдать за ними с отвисшей челюстью)) Апорт с маленьким мячиком убил на повал)

К сожалению это большая редкость.

  • Like 1
  • 3 недели спустя...
Опубликовано
17.10.2020 в 14:26, Чебурашка сказал:

К сожалению это большая редкость.

Среди обычных людей да, я несколько йорков и других мелких видела у дрессировщиков - вполне "рабочие" собаки :)

Опубликовано

Как-то распланировала поработать с торможением, но забыла мячик.

Ведь прежде, чем тормозить собаку, ее нужно вывести на возбуждение, а на игрушке это сделать легче всего.

Что ж, выручил обыкновенный камень.

(Видео смотреть с разрешением 800х480).

https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/2882160628662614

 

Или по ссылке 

 

  • Like 1
  • 4 недели спустя...
  • 1 месяц спустя...
Опубликовано

https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/2935186363360040

Продолжаю серию цитат авторов, которые считают, что дрессировка/обучение живых существ (в первую очередь, конечно, собак) на еде как основном стимуле - часто неоправданная манипуляция ими по жизненно важной пищевой потребности. Такой подход попросту очень сильно облегчает жизнь самому человеку и оттого столь популярен.

===================

На этот раз - фрагмент из поста Ивана Балабанова (https://www.facebook.com/Ivan.Balabanov/posts/3708728722498909).

image.png.da86b366d6d9eebf2ecf2f8f96596fd2.png

Пост, конечно, самореклама, но там есть несколько мыслей, которые и хочу отметить. Прежде всего, объяснено, что же собой представляет знаменитый "бесконфликтный метод дрессировки" Балабанова. Некоторые собаководы считают, что это отсутствие физического воздействия, а значит, присутствие "вкусняшек" и игрушек. Ну...

Перевод мой (с учетом того, что для Балабанова английский не родной язык, как и для меня).

===================

«Когда вы точно представляете, каким образом задействовать врожденные свойства собаки, чтобы ваши устремления были ей понятны, то она будет учиться невероятно быстро. Тогда не понадобится предлагать собаке слепо следовать за приманкой, вырабатывая у нее при помощи бесконечных повторений навыки на основе мышечной памяти. Я даю собакам цель. Мы (я и собака) становимся командой, у которой есть общая цель в жизни…

Каждому - и человеку, и собаке - нужна цель, без нее они теряются и не могут найти реальной мотивации. Так жить нельзя. Собака, производящая действия только из-за предлагаемой ей еды, - не имеет цели. И у нее не истинная мотивация. Это что-то ненастоящее. Это иллюзия, трюк, чтобы заставить животное делать то, что для него не имеет никакого смысла.

…….

ВСЕ говорят, что применяют бесконфликтный способ обучения собак. Но часто это совсем не так. Удивительно, как много дрессировщиков, кто заявляет подобное, на самом деле находятся в состоянии серьезного конфликта с собаками. Можно так управлять собакой, чтобы она ясно понимала требования, но если вы будете игнорировать ее естественные побуждения, то возникнет ужасающий конфликт. Это и происходит у тех тренеров, которые ограничиваются применением стимулов подкрепления и наказания при формировании поведения животного.

Если вы задействуете врожденные свойства собаки, покажете, ради чего она живет и каковы ее цели, будете контролировать и направлять в нужное русло ее природные склонности, то практически не понадобится никакого специального обучения! Все, что вы вырабатываете у собак, чтобы достичь некоей цели, у них есть с рождения. Таким образом, чтобы не создавать конфликт, надо не учить собаку, а направлять, руководить ей…»

=================

Да, Балабанов - тренер спортивных собак и сам спортсмен, я же занимаюсь бытовой послушкой. Но базовые принципы и того и другого - одинаковые. И это не превращение собаки в живой автомат по воспроизведению мышечных алгоритмизированных действий. Так что я всегда говорю своим ученикам: выстраивайте с собакой отношения, а не подсаживайте на кусок, якобы формируя «контакт» и вынуждая ее «работать за еду».

В первом случае вы создаете с собакой группу с учетом ее этологических особенностей, а значит вы - ведущий, а не ведомый, а общая цель - поддержание существования группы. Тогда вы вместе сможете достичь всего, и станете для своей собаки центром Вселенной, основным стимулом для… даже не ее поведения, а ее жизни. Это навсегда.

Во втором случае речь идет о выработке искусственных условных рефлекторных связей, которые имеют свойство растормаживаться, будучи неподкрепляемыми. Рефлекторная модель хороша для некоторых моментов в спорте или нормативе, когда надо, чтобы собака показала заведомо известный результат, либо важно пробежать быстрее, сделать хватку точнее, прыгнуть выше и дальше и прочее подобное. Но такой момент заканчивается отпуском с команды. И что дальше? Что между сессиями тренинга и выступлениями? Дальше и между - как раз отношения. И это - не рефлексы со стимулами еды или игрушки.

Это дома - маленький ребенок, дергающий собаку за хвост, и добрая бабушка, норовящая сунуть «всегда-голодной-собачке» котлету; лапы на обеденном столе и выпотрошенное мусорное ведро; шумы за входной дверью и звонящий домофон; погрызенные ножки стула и скуление в окно. А на улице - фейерверки на праздники и петарды в любой момент, бесповодочные собаки, течки, летящие целлофановые пакеты, шмыгающие мимо кошки, раскиданные остатки курицы…

А еды в кармашке может и не оказаться, и мячик неожиданно потеряется…

=================

Прошлые цитаты

Цитата 1. Джоб Эванс "Управлять собакой как?", 2007 ((https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2637833419762004&set=a.1477892529089438&type=3)

Цитата 2. Томас А. Нотт, Долорес Оден Купер. Домашний настольный справочник по дрессировке собак, 2005 (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2660507667494579&set=a.1477892529089438&type=3&theater)

Цитата 3. А. Ю. Федорович "Работа-игра (дрессировка собак — детекторов запахов)", ~ 2004 (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2665901170288562&set=a.1477892529089438&type=3)

Цитата 4. На этот раз Франс де Вааль. "Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?", 2017 (https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/2732194510325894)

  • Like 3
  • Спасибо 1
  • 3 недели спустя...
Опубликовано

Для наглядности ученикам я делаю видеопримеры. Это небольшие визуальные подсказки, чтобы между занятиями было куда заглянуть и вспомнить то, что забылось.

Обычно видеопримеры касаются каких-то локальных вопросов и привязаны к теме или занятию. Но иногда получаются и самодостаточные.

Например, вот этот про "Социальный ответ собаке".

Выкладываю, может, кому-то окажется полезным.

==========

Прямая ссылка на Ютуб

 

Или на ФБ https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/2949924458552897

Или на VK https://vk.com/wall566048089_96

  • Спасибо 3
  • 3 недели спустя...
Опубликовано (изменено)

Я только сейчас поняла (перечитывая уч. Зориной-Полетаевой), что...

Небеспочвенны мои попытки объяснить ученикам, что необходимо оценивать поведение вот этой конкретной собаки комплексно, а не только по породе, как это часто делают.

Типа ах, лабрадорчики, они же дооообрые к людям, они не кусаются, они ласковые! Или наоборот: уууу... это же стафф - собака-убийца, у него жим челюстей сколько-то там ньютонов!

Но невозможно выстроить стратегию обучения (и все чаще - одновременной коррекции деструктивного поведения в виду неверной наученности, непроизвольно сформированной самими хозяевами) собаки только на том основании, что перед тобой - лабрик, стафик или тем более - дворик.

Так вот, я говорю ученикам, что подходить к любой собаке надо с учетом минимум четырех уровней оценки вероятных поведенческих проявлений.

И в итоге получается такой квест, в котором попросту нет конечного количества вариантов, а значит, нет и однозначности, что поведение лабриков непременно такое, а стафиков иное, а у двориков - третье.

Уровни:

1 - вид;

2 - гендер/возраст/стерильность-интактность

3 - порода;

4 - особь.

Здесь:

(1) - видоспецифика

(2) - поведение с учетом полового деморфизма, возрастных особенностей и следующие из всего этого представления собаки относительно ее социального статуса;

(3) - породная специфика (как группы пород, так и породы/беспороды)

(4) - как минимум, объективно детерминированные «тараканы» конкретной собаки ( = темперамент и пр.) + приобретенный индивидуальный жизненный опыт и наученность.

Так к чему я. Неожиданно обнаружила, что все это, как мне кажется, частично и, конечно, с коррекцией на собак, перекликается с "Четырьмя вопросами Тинбергена"

image.png.607c3e1fea760c3fb5137fd6d9715505.png

* Тинберген - один из основоположников этологии

** онтогенез - индивидуальное развитие конкретной особи;  филогенез - условно говоря, характеристики животного как представителя своего вида

Изменено пользователем osh
  • 1 месяц спустя...
Опубликовано

Не хочу создавать новую тему. Поэтому пишу тут.

Лабр 1.5 года мальчик. Не могу придумать как его отучить лаять дома. Когда на улице лает собака, наш начинает гавкать в квартире и бежать к окну. Когда говоришь ему "тихо" он прекращает гавкать, но хотелось бы чтобы и не начинал. Так как неудобно даже перед соседями когда он в 5 утра несеться к окну и громко лает. Да и нас будит раньше времени. Может есть какие-то советы?

Так смешно когда дома весь такой злой охранник, а на улице облизывает всех вряд. 

Опубликовано
3 часа назад, Влад Долматов сказал:

Не хочу создавать новую тему. Поэтому пишу тут.

Лабр 1.5 года мальчик. Не могу придумать как его отучить лаять дома. Когда на улице лает собака, наш начинает гавкать в квартире и бежать к окну. Когда говоришь ему "тихо" он прекращает гавкать, но хотелось бы чтобы и не начинал. Так как неудобно даже перед соседями когда он в 5 утра несеться к окну и громко лает. Да и нас будит раньше времени. Может есть какие-то советы?

Так смешно когда дома весь такой злой охранник, а на улице облизывает всех вряд. 

Добрый день, Влад!

По поводу вашего вопроса можно дать тысячу советов, и не один не подойдет вашей собаке, зато что-то подойдет другой. Потому что ситуация из области воспитательной дрессировки, где все решения индивидуализированы. В зависимости от ситуации этой конкретной собаки. А у другой - другая ситуация. У третьей - третья.

Есть, конечно, общие для всех моменты - причины,  почему лают, и они по большей части связаны не с собаками, а с их хозяевами.

1) Собака молодая, энергичная, так выплескивает энергию, когда нечем заняться

2) Собака не приучена оставаться дома одна (если лает, когда вас нет)

3) Собака невоспитанна и лает в том числе, когда вы дома (собственно, так она выполняет свою роль звонка при старших товарищах - это этология)

4) Собака стрессует и рефлекторно отвечает лаем и скулежом на любые раздражители извне

5) Собака получает мало общения с соплеменниками и потому бурно реагирует на любой знак от них.

И т.д.

Но вообще-то любая собка на определенной территории как минимум на момент нахождения в/на ней становится территориальщиком, даже если по породе это качество не выражено. Но оно имеется у всех собак в той или иной степени. Так что территория - повод напрячься на звуки из вне ее. Другое дело, лаять или нет в результате напряжения.

 

 

Опубликовано

Важное для любой собаки, живущей, прежде всего, в городе, умение - останавливаться перед дорогой, проезжей частью.

Но сам навык не появится, нужно отрабатывать. 

Может, это видео окажется кому-то полезным

Ссылка на Yotube

Ссылка на ФБ (https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/2994822144063128)

  • Like 3
  • Спасибо 2
  • 2 недели спустя...
Опубликовано

 

В детстве прочитала книжку, художественную. Ни названия, ни толком сюжета не перескажу - там про то, как жили и работали люди в тылу во время войны. В памяти осталось лишь самое начало.

Описывается судьба мальчишки 12-13 лет, жившего в деревне. Он остался без семьи и в эвакуации попал куда-то в Сибирь. В итоге пошел работать - на стройку завода, который надо было быстро возводить, в общем, оборонное предприятие.

И такой фрагмент только запомнила. Приставили мальчишку учеником к старику-плотнику. И тот решил узнать, что пацан может делать. Спрашивает: "Ты гвозди-то умеешь забивать?"

Мальчишка возмутился - что за вопрос, он же мастер забивания гвоздей! Потому что с отцом с малолетства помогал людям в деревне строить избы, ну и вообще, если не умеешь забивать гвозди, пилить, строгать - в деревне тебя и за мужика считать не будут. Так что, еще бы не умел он забивать гвозди! О чем достаточно самоуверенно и даже снисходительно сообщил старику - сухонькому небольшому дядечке. Настолько сухонькому, что, думал мальчишка, ему и телогрейку тяжело носить, не то что молотком махать. А вот он, пацан, молодой да сильный. Так что подавайте хоть сто гвоздей, все забью.

Старик усмехнулся в усы и подал ему гвозди, молоток и толстую доску. Пацан раз, раз, раз и позабивал все - гордый сидит и ждет одобрения. Мол, вот каков я!

А старик ему: "Э, нет, мил человек, ты с одного удара забей, и не такие гвоздики, а вот этот возьми", и подает ему большой и толстый гвоздь.

Пацан удивился. Ты чего, мол, старый. Как это - с одного удара? Да так не только я, так никто не сможет! Да и зачем? Если можно несколько раз ударить, и тот же результат.

Старик пояснил, что у них тут вообще-то важная стройка идет, оборонный завод, чтобы для фронта оружие делать. И нет времени по многу раз стучать молотком. Тем более, что - зачем? Можно ударить один раз - и тот же результат.

Пацан говорит, ну ок, смогу и с одного раза забить. Делов-то, просто посильнее ударить. Размахнулся и хрясь со всей мочи по гвоздю, а тот в доску почти не вошел, зато согнулся пополам. Тогда старик берет несколько таких же больших гвоздей и чпок-чпок-чпок - все их с одного удара загоняет в рядок. Без замахов и даже как будто без усилий. Причем, и шляпки так утопились в доску, что если рукой провести - не заденет.

Парню шлея под хвост попала, он стал колотить по гвоздям. Все равно не получилось у него с одного раза забить. Спрашивает в итоге у деда (которого по ходу зауважал), почему у него не полчается? И как ему научиться?

Дед объяснил. Дело не в силе, с которой надо лупить молотком по гвоздю. У него, старика, получается, потому что:

1) он знает КАК надо бить с учетом того, какие гвозди и какое дерево - то есть, помимо умения махать молотком, надо еще иметь в виду свойства и состояние древесины. В липу, дуб или березу - по разному надо и гвозди забивать. Также важно, старое или молодое дерево, сухое или сырое, какова плотность, вязкость и еще куча параметров.

2) он уже набил руку - читай, приобрел опыт, чтобы интуитивно при работе учитывать (это я своими словами) законы физики: под каким углом и с какой силой ударить молотком, где-то с оттягом, а иногда хлёстко - в зависимости от п.1 и других обстоятельств.

3) он внимательно относится к деталям - мелочей в такой работе нет. Например, он слушает, как гвоздь ему "отвечает" - как звучит после удара, звонко или глухо, резонирует или вообще молчит.

4) ну и он держит в порядке инструмент - хотя это дело десятое.

==================

Так к чему я привела этот пример. Да про дрессировку собак, опять же. Пацан считал, что для забивания гвоздей (дело-то нехитрое), достаточно простенького алгоритма, то есть некоего заученного порядка действий. Старик же применял технологию. В некоторых типичных ситуациях у пацана все получалось и с алгоритмом. Но стоило заданию усложниться, как более результативным оказывался сухонький дедок.

Серьезная проблема в том, что большинство собаководов, даже из тех, кто приходит к дрессировщику, хотят, чтобы он им просто показал алгоритм действий. И желательно, чтобы тот был универсальный и попроще - на все случаи жизни (по факту, стремление найти ту же "кнопку" у собаки). И потом чтобы всегда и везде этим алгоритмом пользоваться.

Но алгоритм - это всего лишь практическое применение инструментария. Типа молоток у пацана в руках. А обучение, дрессировка собак - это технология у старика. Как написано в словарях: совокупность методов и инструментов, необходимых для трансформации знаний, что на практике и дает максимальный эффект.

Собаки же настолько разнообразны... мало того - и одна собака на дню может демонстрировать огромный разброс поведения, что глупо думать, будто для взаимодействия с ней, не говоря об обучении, будет достаточно какого-то одного алгоритма. Даже самого лучшего и продвинутого.... если вообще такие могут быть.

Но - многие так и считают. И это проблема. Не людей - ссобак. Ибо все ошибки хозяев, желающих не затруднить себя "лишними" знаниями, прилетают именно им.

  • Like 5
Опубликовано

Еще одно учебное видео, которое понятно и без специальных объяснений на занятиях. Так что отпарвляю в публичный доступ. 

Прямая ссылка на ютуб

Ссылка на ФБ 

https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/3005570912988251

  • Like 2
Опубликовано
23.04.2021 в 17:35, osh сказал:

Еще одно учебное видео, которое понятно и без специальных объяснений на занятиях. Так что отпарвляю в публичный доступ. 

Прямая ссылка на ютуб

Ссылка на ФБ 

https://www.facebook.com/oshoshosh/posts/3005570912988251

А что даёт бесконечный повтор команды?

Первый раз вижу,  чтобы  движение в " рядом" , и  движение назад работалось правой рукой. Собака постоянно поворачивает голову в руку с куском, и поэтому отработка правильной позиции  несколько некорректна.  Это если говорить о чистоте выполнения, конечно.

Ларчик открывается в принципе просто.  Мишень или наведение - без разницы. Есть команда " рядом", и куда бы, и как бы ты не шёл, вправо, влево, вперёд, и назад - звучит одна команда, и сохраняется правильное положение у левой ноги. 

Во Фристайле  и в HTM  этих движений очень много, и я тоже их использую.

  • Ха-ха 1
Опубликовано

На Наведении не требуется чистоты исполнения.

Мишень и прочие вещи (к вопросу про ларчик) - в кликер-тренинге. Я им не занимаюсь.  

  • Like 1

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...