Если вы хотите стать заводчиком

Собираясь отвести щенков от своего ретривера, вы можете преследовать разные цели. Например, считаете, что у вашей собаки такой хороший характер и экстерьер, что от нее необходимо отвести потомство. Или вы хотите завести второго ретривера, ребенка своей собаки. А может быть, вы надеетесь, что после родов собака заматереет, станет более мощной и таким образом улучшит свой экстерьер. Наконец, вы можете просто считать, что каждая сука «должна познать радости материнства». Многие владельцы сук боятся, что, если они не повяжут свою собаку, то у нее разовьется онкологическое заболевание. К сожалению, от этого не застрахованы и собаки, имевшие щенков. Ну и одна из достаточно распространенных причин вязки: хозяева надеются продажей щенков подправить семейный бюджет. Хочу предупредить заранее, что щенки – очень хлопотный, достаточно ненадежный бизнес, связанный с большими издержками и риском, ощутимо улучшить свое материальное положение посредством продажи щенков вряд ли получится.

Клуб всегда учитывает пожелания заводчиков при выборе пары, мы рекомендуем владельцам сук посещать крупные выставки, смотреть кобелей и их потомство, одним словом, проявлять активность в таком ответственном вопросе. Но иногда (к счастью, весьма редко) заводчики настаивают на вязках с кобелями друзей, соседей и т.п., абсолютно не задумываясь, интересно ли такое сочетание с точки зрения племенного разведения. Клуб не может гарантировать высокое качество щенков, полученных в результате подобных вязок, и поэтому рассчитывать на рекомендации со стороны породников при реализации щенков таким заводчикам не приходится.

На мой взгляд, многие владельцы сук имеют смутное представление о реализации щенков, а в результате они сталкиваются с серьезными проблемами. Если все члены вашей семьи работают ежедневно с раннего утра до позднего вечера, то, я думаю, не очень целесообразно заниматься разведением – во-первых, непонятно, как при таком режиме вы можете вырастить кондиционных щенков, во-вторых, продать помет достаточно быстро возможно только при условии, что рядом с телефоном 24 часа в сутки будет находиться взрослый человек (я не знаю случаев, когда глухим старушкам и детям младшего школьного возраста удавалось успешно продавать пометы), владеющий хотя бы базовыми кинологическими знаниями и способный вежливо и грамотно поговорить с покупателем. Также я убедительно прошу не вязать сук глубоко беременным женщинам, я знаю несколько случаев, когда будущие мамочки считали, что они выйдут в декрет и быстренько продадут щенков, заработав денежку перед рождением малыша. В результате женщины оказывались с выводком непроданных щенков и малышом на руках, и не надо объяснять, что им было очень непросто заниматься продажей помета в таких экстремальных условиях. Также настоятельно не рекомендую вязать сук людям, которых ждет плановая операция, вы также можете не успеть продать помет. Не надо в таких сложных жизненных ситуациях полагаться на "авось"

Если вы не настроены сидеть с щенками долго, обязательно уточните в клубе перед предполагаемой вязкой, много ли ожидается пометов в ближайшие месяцы. Если вам скажут, что в данный момент в РРК повязаны, например, 15 сук голденов, стоит задуматься, так ли уж необходимо осуществлять еще одну вязку. В Москве практически каждый год случается момент, когда количество имеющихся щенков золотистых ретриверов значительно превышает спрос, в результате это неизбежно приводит к перепроизводству, но все равно многие заводчики решают "рискнуть", а потом ищут своим щенкам хозяев до 7-8 месяцев.

Конечно, было бы неплохо, если в день актировки в ваш дом ворвалась бы толпа народу, мечтающего купить ретриверов, и в тот же вечер вы с заработанными денежками отправились в автосалон или мебельный центр. Однако в реальности все обстоит намного сложнее – щенки за один день и даже за одну неделю не продаются, поэтому наберитесь терпения, не устраивайте истерик окружающим и умейте анализировать свои ошибки. Если вашим щенкам идет третий месяц, а вы еще никого толком не продали, значит, что-то не в порядке – или вы называете чересчур завышенные или заниженные цены, или вы просто не умеете разговаривать с людьми. На время реализации щенков мы все становимся менеджерами по продаже, а в этом деле, как известно, главное – умение говорить обаятельно и убедительно. Ну, и, конечно, очень важно качество выращивания и содержания щенков – большая часть покупателей объезжает несколько пометов, и им есть, с чем сравнивать.

Своевременно позаботьтесь о рекламе. Информацию о щенках можно размещать в различных интернет-изданиях, на бесплатных досках, в газетах и журналах, вешать объявления в крупных зоомагазинах, распространять информацию среди знакомых. При условии, что ваш помет, действительно, интересен с точки зрения племенного разведения и хорошо выращен, Клуб постарается оказать помощь при реализации. Но целиком продать помет по рекомендации Клуба нереально – поэтому продумайте свою собственную рекламную компанию. И не забывайте ни на минуту, что идея завести щенков - ваша собственная, потому обвинять кого-то в том, что щенки не уходят, абсолютно бессмысленно. У нас был случай, что один нервный заводчик звонил руководителю клуба и грозил, что если у него сегодня же не заберут щенков, он их всех усыпит. Такие попытки манипулирования абсолютно бессмысленны. Вы заводите щенков по собственной инициативе, и забрать у вас их могут только перекупщики, которые вряд ли будут сдувать пылинки с ваших малышей и тщательно искать им самых-самых лучших хозяев. Так что если не уверены в своих нервах, силах или ограничены во времени - пожалуйста, не вяжите свою суку!

Во время контактов с потенциальным покупателем надо быть честным и не стоит давать безответственных обещаний. Например, не надо обещать, что к вашим "сыночкам" будут выстраиваться толпы невест. Да, бывают пометы, представляющие большую племенную ценность, например, если совершена какая-то комбинация за рубежом, и у вас подрастают щенки эксклюзивных кровей. Но все равно все кобели из одного помета вязаться не будут на 99%, поэтому вы можете объяснять интересующимся, почему в вашем помете у кобелей больше шансов участвовать в племенной работе, но при этом обязательно надо уточнять, что вязаться скорее всего будут 1-2 наиболее удачных и успешных. Иначе через пару лет вам самому начнут "взрывать мозг" владельцы ваших сыночков, требующие вязки своим подросшим питомцам.

Никогда не надо железным голосом гарантировать, что у ваших щенков абсолютно исключены проблемы со здоровьем. Да, в ваших силах сделать своей суке все возможные тесты и найти проверенного кобеля, это абсолютно правильное решение. Вы можете демонстрировать все тесты родителей, но при этом не надо забывать, что "чистые" родители не дают гарантию, что у щенков не возникнет в будущем, например, проблем с суставами. Если бы все было так просто, все генетические заболевания давно бы уже победили. Поэтому никогда не надо давать ложных обещаний: "У моих щенков на 100% не будет дисплазии!".

А в случае, не дай бог, возникновения проблем со здоровьем у щенка, не стоит прятаться от покупателей или начинать обвинять их в возникновении болезни из-за неправильного содержания щенка. Многочисленные скандалы между заводчиками и покупателями, то и дело появляющиеся на породных форумах, появляются из-за того, что люди не хотят слышать друг друга. Лучше всего заранее, еще в момент продажи щенка предупредить покупателя, чтобы в случае возникновения проблем со здоровьем, он в первую очередь обращался к своему заводчику. Также вы вполне можете на всякий случай заранее обговорить, как вы готовы участвовать в лечении собаки, если у нее обнаружится генетическое заболевание. Всегда лучше решать подобные неприятные ситуации мирным путем.

После продажи щенков хотя бы первое время заводчик должен поддерживать связь со своими "детьми", напоминать новым владельцам о прививках, прогонке глистов, отвечать на вопросы, давать консультации. В дальнейшем часто заводчики и их покупатели становятся хорошими знакомыми и просто друзьями. Хотя, конечно, бывают очень самостоятельные владельцы, которые сами не особо идут на контакт с заводчиками. Но все-таки оптимальной является ситуация, когда покупатель знает, что в случае возникновения какой-то проблемы он сможет обратиться к своему заводчику за помощью. Так что работа заводчика не заканчивается в тот момент, когда закрывается дверь за последним щенком. Он остается заводчиком на всю жизнь своих щенков и несет за них ответственность.

Одним словом, качественно вырастить щенков и найти им хороших хозяев – это большой труд. И мы очень просим заводчиков подходить к этой проблеме очень серьезно. В случае любых сомнений и колебаний лучше откажитесь от идеи становиться заводчиком, это тяжелая работа, подходящая далеко не всем.