БАЙКАЛ 2004

В июле 2004 г. мы побывали в поездке нашей мечты - на Байкале! От поездки осталась масса интереснейших впечатлений - фантастические пейзажи, бескрайняя тайга, величественный Байкал, гостеприимные сибиряки, вкуснейшая рыба и многое другое. Мы побывали в знаменитом Баргузинском заповеднике и в эвенкийской родовой общине, погуляли по БАМу и покупались в горячих источниках, добрались до горных ледников и прошли по Байкалу более 600 км! В данном очерке я хочу рассказать о нашем путешествии. Надеюсь, что эта статья будет полезной для людей, планирующих посетить одно из самых интересных мест в мире - чудесный Байкал!

Итак, все по порядку. 5го июля мы прилетели в Иркутск, в котором мы планировали провести один день и посмотреть разные достопримечательности этого старинного города. Увы, нашим планам не было суждено сбыться. Иркутск встретил нас 34-градусной жарой, к тому же сказывалась разница во времени: в Иркутск мы прилетели в полшестого утра по местному времени, в Москве же в это время полпервого ночи. Всю дорогу наш самолет летел навстречу рассвету, ночь мы так и не догнали! Короче, нашей энергии хватило только на то, чтобы купить билеты на "Комету" до Северобайкальска, найти гостиницу и свалить туда рюкзаки. Оставшуюся часть дня мы провели в парке, любуясь Ангарой, до центра Иркутска мы так и не доехали… Зато теперь есть веский повод еще раз добраться до этого города.

Встречаем рассвет в самолете

На следующий день мы отправились в основной пункт нашего путешествия - город Северобайкальск. Немного географии: Иркутск находится на юге от Байкала, Северобайкальск, как понятно из названия, расположен на самом-самом севере. Два раза в неделю (во вторник и пятницу) из Иркутска выходят "Кометы", которые доставляют пассажиров в Северобайкальск и Нижнеангарск. Путешествие занимает 11-13 часов, за которые "Комета" преодолевает более 600 км. Нам очень повезло, погода была чудесная, мы заранее закупили карту Байкала, и всю дорогу увлеченно отслеживали наш маршрут. Байкал открывался перед нами во всей своей неописуемой красоте.

Пересечение Байкала на "Комете"

В Северобайкальске мы поселились на территории яхт-клуба и несколько дней провели на суше, осматривая окрестности. БАМ прочно вошел в биографию и жизнь Северного Байкала. Из далеких воспоминаний детства у меня сохранились смутные воспоминания о БАМе как о какой-то ужасно пафосной стройке социализма. Но на месте, конечно, все воспринимается абсолютно по-другому. Мы много лазили по БАМу, в этих местах магистраль построена на склоне отрогов хребта, значительная ее часть прошла в так называемых мысовых тоннелях. На самом деле строительство БАМа в таких сложных горных и климатических условиях вызывает чувство невольного удивления и уважения перед людьми, осилившими такую неподъемную работу.

Байкало-Амурская магистраль

За эти дни нам удалось немножко полазить по местным горам и погулять по тайге. В лесах, окружающих Байкал, очень много кедрового стланика - полудерева-полукустарника, чьи заросли, словно шубой, покрывают склоны. Ветки этого деревца, достигая толщины 15-25 см, так тесно переплетаются, что скорость передвижения в тайге рядом с Байкалом очень невелика и в основном составляет не более 2.5-3 км/час.

Байкальский стланик

Очень любопытное место находится где-то в часе езды от Северобайкальска - это станция Гоуджекит. В Гоуджекит очень красивые горы, там нам удалось добраться до ледника и поиграть жарким июлем в снежки. После этого мы посетили термальный источник, которых на Байкале, как выяснилось, достаточно много.

Ледник на Гоуджеките

И вот, наконец, началось самое интересное - мы вышли на яхте "Кассилия" в плавание по северной части Байкала. Путешествовать мы отправились вшестером - четверо москвичей и двое сопровождающих - наш чудесный капитан, директор яхт-клуба Георгий Федорович и его помощник Николай Павлович. Здесь я хочу остановиться на нескольких моментах, к которым лично я была не совсем готова.

Наша яхта "Кассилия"

1. БАЙКАЛ - ХОЛОДНЫЙ. Конечно, я знала, что Байкал - это не Средиземное море, но я и не предполагала, насколько он холодный. Я представляла себе что-то типа Балтики: часовые заплывы делать не получится, но купаться вполне можно. В реальности все оказалось совсем иначе. В северной части Байкала не редкость встретить льдины в середине июня. Вода (за исключением мелководья) редко прогревается больше 4-6 градусов. Если у рыбака переворачивается лодка в 200 метрах от берега, скорее всего он погибнет от переохлаждения, не успев добраться до суши. Ужасно непривычно, когда на берегу царит жарища, а перед тобой расстилается прозрачная чистейшая водная гладь, и ты при всем при этом не имеешь возможности купаться, т.к. очень холодно! За все дни нашего путешествия мы смогли поплавать считанное количество раз. "Поплавать" - это громко сказано, мы запрыгивали в воду на мелководье, проплывали несколько метров и выскакивали на берег. Собираясь на Байкал, я делала уклон в пляжно-курортный набор, собрала разные шортики-маечки, во время плавания ничего это не пригодилось. Как только яхта отходила достаточно далеко от берега, сразу резко холодало, и мы начинали кутаться во все теплые вещи, которые подворачивались под руку. На яхте для незадачливых путешественников типа нас, хранились теплые тулупы, они нас очень выручили. Поэтому мой добрый совет - решите плавать по Байкалу, берите теплые куртки, шапки и перчатки, даже если это июль. Однажды я вела яхту в туманную промозглую погоду, перчаток никто из нас взять, естественно, не догадался, так у меня руки отмерзли до такой степени, что я потом с трудом двигала пальцами. При этом на берегу Байкала все время была очень жаркая сухая погода, вот такой парадокс!

Правильная одежда для водного путешествия по Байкалу

2. НА БАЙКАЛЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАГОРАЕШЬ. Забавно: сидишь на яхте, лязгаешь зубами от холода, а вечером обнаруживаешь, что цветом кожи ты напоминаешь индейца. Всю жизнь я считала, что у меня не бывает проблем с загаром. Так вот на Байкале у меня первый раз в жизни облез нос. А светленькая Вера снимала с себя кожу просто пластами. Солнышко-то там все равно кочегарит вполне летнее, к тому же еще отражаясь от воды + кожа постоянно обветривается. Так что в водное путешествие по Байкалу надо брать всевозможные защитные средства для кожи. Зато в течение нашего путешествия мы обзавелись шикарным шоколадным загаром, о котором многие курортники могут только мечтать!

3. НА ЯХТЕ МАЛО ДВИГАЕШЬСЯ. Как раз об этой проблеме я могла догадаться и в Москве, но не догадалась. Яхта у нас была небольшая, 9-метровая. И представляете, целый день ты сидишь на этой яхте, смотришь на разные дивные виды, открывающиеся перед тобой, и не имеешь никакой возможности подвигаться! А я по жизни человек крайне активный, у меня каждый день какие-то тренировки, короче, к концу второго дня у меня болело абсолютно все, и я изрядно потрепала нервы Паше, жалуясь, что у меня развивается гиподинамия, и что к концу путешествия меня парализует. К счастью, мы быстро уплыли в совсем дикие места, где у нас начались вылазки на сушу и большие прогулки. После этого мое настроение сильно улучшилось.

Пытаюсь делать зарядку на яхте

Теперь перехожу от критического занудства к позитиву: на самом деле Байкал - это что-то потрясающее! Все мои описания не смогут передать совершенно фантастическую красоту этого чуда природы, там надо обязательно побывать. На самом деле яхта, на мой взгляд, - это оптимальный способ увидеть и оценить красоты Байкала. Туристы, рискнувшие пойти по Байкалу в пеший поход, - настоящие герои, как я уже писала, передвижение сквозь стланик, окружающий Байкал, достаточно проблематично, и думаю, вряд ли возможно наслаждаться красотами природы, прорываясь с тяжеленным рюкзаком сквозь сплошные заросли. Велопоходы и конные походы, очевидно, по этой же причине на Байкале не слишком распространены, и если, например, на Алтае существует десятки интереснейших конных маршрутов, то на севере Байкала найти хороший конный маршрут очень сложно. На байдарках, конечно, по Байкалу путешествовать интересно, но немного опасно. На Байкале очень много разных видов ветров, имеющих романтические названия (Баргузин, Култук, Бугульдейка, Ангара, Сарма), некоторые из них бывают совершенно внезапными, а падать в воду на Байкале не рекомендуется. Так что, путешествуя на яхте, человек имеет наибольшие шансы оценить всю красоту Байкала.

Жалко, что у нас погода была в основном очень спокойная, практически штилевая, так что адреналина мы не получили, просто тихонечко плыли и таращились на разные дивные виды. Лишь в предпоследний день, наконец, появился настоящий ветер, и мы смогли оценить всю прелесть качки на волнах, это так здорово!

Перед нашим путешествием мы купили GPS, который нам очень пригодился в плавании. Пару дней мы шли в белом мареве тумана, при очень низкой видимости. В эти дни Паша работал нашим бессменным штурманом, который прокладывал курс для нашей "Кассилии". Вообще с GPS странствовать очень интересно, всем рекомендую!

Паша в роли штурмана

По дороге у нас были разные интересные стояночки, день мы провели в Баргузинском заповеднике, это самый первый заповедник, организованный еще в царской России для охраны баргузинского соболя. Там живет огромное количество зверей, и медведи, и рассомахи, и нерпы. Правда, мы за наше путешествие видели только косуль, ондатру и разных бурундучков.

Баргузинский заповедник

Еще мы заплывали в эвенкийскую родовую общину, там эвенки пытаются разводить северных оленей, мы пообщались с классной оленихой Машкой и с местными собаками.

Эвенкийская родовая община "Шегнанда"

Местные собаки в основном представляют собой разные помеси лаек, но меня просто очаровал их темперамент, все очень дружелюбные, контактные и милые, по характеру сплошные ретриверы.

Матерый таежный пес по кличке Волк

По дороге мы питались разной деликатесной рыбой - хариус, сиг, омуль и т.д. Натрескались этой рыбы во всех видах - и уха, и копченая, и вяленая, и жареная рыбка. Рыбные блюда нам готовил наш чудесный капитан, а мы восхищенно следили за его манипуляциями. Теперь я знаю, как готовить совершенно потрясающую уху, только где же в Москве нам взять такую рыбу?!

Пойманная нами рыба сушится

По возвращении из нашего путешествия в яхт-клубе нам устроили грандиозное празднование завершения путешествия. Вообще, гостеприимство сибиряков просто умиляет, в Северобайкальске мы познакомились с нереально радушными и доброжелательными людьми.

Директор яхт-клуба в Северобайкальске - Георгий Федорович Екимов

Короче, нам так все понравилось, что мы хотим съездить на Байкал еще раз, через годик-другой. Правда, поедем, наверное, в сентябре, чтобы к рыбалке добавились еще грибы-ягоды, которыми этот край очень богат. К тому же в сентябе на Байкале обычно ветра, так что есть шанс погонять на яхтах по-настоящему.