Валдай - Выборг - Финляндия - Швеция - Эстония - Псков 2013

У нас есть друг Костя, Пашин одногруппник. Много лет назад Костя, а несколько позже и его супруга Галя «подсели» на Финляндию, где периодически проводят летний отпуск, посвящая его рыбалке.


Костя с Галей

Зимой 2013 г. Костя с Галей предложили нам составить компанию их семье на летних каникулах, которые они собирались проводить на финских озерах. Мы решили, что идея совсем неплохая, но требует некоторой доработки.


Мы решили, что одна неделя в финских домиках – это замечательно, но мы хотим две недели каникул, поэтому надо бы придумать что-нибудь еще интересненькое. Сразу же возникло множество вариантов, куда еще можно поехать: почему бы заодно не провести какое-то время в Хельсинки? А почему бы из Хельсинки не рвануть в Стокгольм? А из Стокгольма ведь можно заглянуть в Прибалтику, правда? Рига, Таллинн, Вильнюс, Юрмала, Паланга, Сигулда, Саулкрасты, Пярну – все такое интересное. А еще ведь Олежка не был в Санкт-Петербурге, может, туда поехать? Показать ребенку Петергоф, Кронштадт… А кроме того ужасно хочется заехать в Псков к нашим хорошим друзьям, которых мы давно не видели.


В конце концов стало ясно, что на севере Европы существует слишком много интересных мест, чтобы впихнуть их в одну поездку и придется как-то наш план сокращать. Сокращали мы, сокращали, в результате все равно получилась весьма обширная и насыщенная программа, включавшая посещение Валдая, Выборга, финских домиков, Хельсинки, Стокгольма, Таллинна, Пярну и Пскова. Длилось наше путешествие 18 суток.


НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ – ВАЛДАЙ

Ехать мы решили без особой спешки, поэтому на первый день путешествия было запланировано преодолеть 400 километров и заночевать на озере Валдай. Стартовали мы с дачи 25 июля 2013 года, всю первую половину дня собирались, традиционно забили всю машину: три велосипеда, палатка, три спальника, котелки, одежда, мешок с лекарствами на все случаи жизни и т.д., и т.п. После обеда тронулись в путь. Ехать старались максимально глухими дорогами, с дачи двинулись на Кимры, оттуда на Горицы, потом на Максатиху. Ехать было достаточно несложно, машин было немного, шоссе более-менее приличное. На нелюбимую Ленинградку вылезли посередине Вышнего Волочка, миновав пробку на въезде в город. Дальше все было как обычно – бесконечный поток фур, непрерывные попытки обогнать их. До чего же мы не любим Ленинградку, но почему-то большинство наших маршрутов вынуждают нас по ней ехать… В этот раз радовало, что все-таки удалось объехать значительный кусок этой неприятной трассы.

На ночевку мы встали на Валдае.

Несмотря на прохладную и сырую погоду все приличные стоянки озера были забиты туристами, машинами и палатками. Поэтому пришлось проводить испытание нашей машинки на проходимость и продираться по всяким болотисто-глиняным тропкам. В результате была найдена замечательная свободная стоянка, где мы и заночевали. Мы с Олежкой никогда не бывали на озере Валдай, и нам там очень понравилось: песчаное дно, прозрачная вода, сосенки. Было обидно, что нам не повезло с погодой и покупаться в этот раз не удалось…

Но зато мы погуляли по округе, наелись малины и пожгли костерок. Приятно удивила чистота на Валдае, конечно, отдельные бумажки и бутылки попадались, но в целом было видно, что люди, посещающие Валдай, стараются за собой убираться. А за недельку до нашего путешествия мы провели выходные на Углическом водохранилище, и там у меня создалось полное впечатление, что я приехала переночевать на мусорный полигон, такие горы мусора там возвышались. Честно говоря, та поездка на Волгу оставила столь неприятное впечатление, что мы решили, что больше на Углическое водохранилище ни ногой. Валдай же составил очень положительный контраст. Итак, мы хорошенько выспались, и на следующее утро в 10 часов поехали в сторону Санкт-Петербурга.

ВЫБОРГ

Была пятница, и мы боялись попасть в пробку питерских дачников, отправляющихся на week-end. К сожалению, так и получилось. До Питера мы доехали без проблем, но там постояли в утомительной пробке на кольцевой дороге, да и по Выборгскому шоссе вначале ползли весьма небыстро. Но постепенно количество машин уменьшилось, ехать стало проще. Наш друг Костя забронировал на эту ночь гостиницу в поселке Кировские дачи под Выборгом. Планировалось там переночевать, а с утра пораньше ехать на границу. По дороге к Выборгу мы любовались на красивейшие сосновые леса, окружавшие шоссе, и решили, что если еще когда-нибудь поедем в Финляндию, конечно, не будем останавливаться в гостиницах, местные окрестности так и манят постоять там с палаткой.

Питерские пробки оказались все-таки не так ужасны, как московские, и к Выборгу мы подъехали часов в шесть вечера, поэтому решили не торопиться в гостиницу, а сначала заехать посмотреть город.

Я встречала в Выборге далекий 1998й Новый год, но тогда была суровая зима, и все выглядело абсолютно по-другому. А Паша с Олежкой были в Выборге первый раз. Одним словом, для всех нас посещение Выборга было интересным. Город нам понравился. Погода, наконец, наладилась. Вообще, чем севернее мы ехали, тем становилось теплее и солнечнее. Город выглядел ярко и нарядно, к тому же в тот вечер (26 июля) там должен был состояться какой-то исторический рыцарский фестиваль. Поэтому по городу бродило множество персонажей, одетых в средневековые костюмы, помахивающие булавами, щитами и луками. Разглядывать их было интересно. Мы погуляли по старинным улицам, полюбовались на замок, поужинали на центральной площади и не спеша поехали к гостинице.


Там нас встретили замученные Костя и Галя, которые в тот день отмахали всю дорогу от Москвы. Ребята были совсем усталые, слегка с нами побеседовали и убрели спать. А мы еще погуляли слегка по окрестностям, обнаружили красивое озеро и тоже пошли в номер. Гостиница не произвела ни малейшего впечатления. Единственная радость, что там был Wi-Fi, а остальное все было неудобное и непродуманное. Номер был небольшой, Олежке в качестве дополнительного спального места выдали ужасающую раскладушку, которую, если честно, мы слегка поломали в процессе использования. Было душно, но окна в номерах не открывались. Ни стола, ни стула не было, вместо них была какая-то странная конструкция а-ля тумбочка. Думаю, что остановившись в выборгском соснячке, мы получили бы гораздо больше позитива.

ФИНЛЯНДИЯ

У Кости это была уже далеко не первая поездка в Финляндию, поэтому мы как-то всецело полагались на него, и особо не вникали в финскую часть нашего путешествия. Я вообще впервые посмотрела на карте, в какую часть Финляндии мы едем, дней за пять до поездки. По месту нашего пребывания у нас с Пашей не было абсолютно никаких предпочтений, так как все равно мы нигде в Финляндии не были и решили, что нам будет интересно везде, а Косте хотелось побывать где-то, где он еще не был.


При встрече Костя нам сообщил, что завтра в 8 утра мы завтракаем и потом едем на границу. Мы бы сами по себе, наверное, рванули к границе часика на три раньше, но решили, что опытному человеку виднее. На следующее утро за невыразительным завтраком, включавшим химическое пюре, безвкусную сосиску и растворимый кофе, Костя грустно сказал, что на ближайшей таможне в Брусничном, судя по web-камере, в очереди стоят уже около 200 машин, и поэтому нам надо ехать на более дальнюю таможню в Светлогорск, где машин пока всего 120. При таких цифрах волосы у меня встали дыбом, и я решила, что, видимо, ближайшие сутки мы так и проторчим на русско-финской границе. Но делать нечего, поехали мы в Светлогорск, залили там по максимуму бензина и встали в устрашающую очередь. К моему удивлению, двигались мы достаточно бодро, процедура прохождения границы заняла два с половиной часа, спасибо пограничникам за оперативность!


И вот мы в Финляндии, ура-ура-ура! После этого в течение нескольких часов мы удалялись от России все дальше и дальше. На объездной города Joensaa мы заехали в супермаркет, где закупили гору продовольствия на всю неделю, чтобы больше не выбираться в города. После этого мы еще где-то час с небольшим продолжали ехать по каким-то все более безлюдным дорогам. В конце концов на шоссе даже перестали появляться знаки, что вообще-то не слишком типично для Финляндии. Мы с Пашей пришли к выводу, что Костя очень устал от цивилизации и при выборе коттеджа искал максимально уединенное место. Выбор его пал на местечко Vaikon Loma Ja Lohi в Восточной Финляндии.


Мы поселились в двух небольших домиках по соседству. Располагались они на берегу живописного озера. В нашем распоряжении были лодка, барбекю, сауна, веранда, две спальни и кухонька со всеми необходимыми приспособлениями.


Дальше у нас потекла неспешная финская жизнь: гуляли по лесу, лазили по порожкам и камням, собирали чернику-малину-землянику-бруснику, жарили еду на мангале, катались на лодке, немножко ловили рыбу.

Раза три топили cауну, прыгали оттуда в озеро. С погодой нам в целом очень повезло. Было тепло, временами даже жарко, поэтому получилось и покупаться, и позагорать. Во второй половине недели периодически лили дождики, но все равно погода оставалась комфортной.


Моей главной радостью были велопокатушки.


Вокруг проходили много проселочных и лесных дорог, поэтому каждое утро и вечер мы исследовали новые вело-маршруты. Рельеф вокруг был холмистый, сплошные подъемы-спуски, кататься было интересно.

Ребенок наш все время пытался установить рекорд скорости, к счастью, навернулся только один раз и несильно. Максимальная скорость Олежки составила 32.6 км/час, для его детского велосипедика совсем неплохо.


Не скажу, что жизнь в финском домике у нас было особо разнообразная, но время пролетело приятно и незаметно. Вполне допускаю мысль, что мы когда-нибудь снова решим провести каникулы в Финляндии.


3го августа, в субботу наступило время прощаться с нашим финским домиком.

Олежка чуть не пустил слезу, мы кинули монетки в речку и отправились дальше. Путь наш лежал на 300 км южнее, где отдыхали Пашины друзья по МГУ Дима и Оля со своей 2х-летней дочкой Соней.


Встречаться нам удается нечасто, поэтому мы были рады возможности пообщаться. День прошел великолепно: погуляли по местному лесу, покупались, натрескались свежесобранных лисичек, Олежка опекал малышку. А вечером Дима нас прокатил на моторке по местному озеру, мы встретили закат.


Было невероятно красиво и захватывающе! Вечер коротали за беседой, спать легли, естественно, очень-очень поздно.

На следующее утро мы простились с нашими друзьями и отправились в Хельсинки. Часть дороги проходила по скоростной трассе 120 км/час, ехать там было здорово. В Хельсинки мы запарковали машину в порту и пошли бродить по центру города, времени на осмотр достопримечательностей у нас было совсем немного, где-то 2.5 часа. Так что мы успели только пробежаться по основным туристическим улочкам, зайти в Кафедральный собор и пообедать.


Достаточно заранее мы отправились на посадку на наш паром Silja Symphony, который очень впечатлил нас своими фантастическими размерами: 12 этажей, из них два этажа занимали машины, а на остальных размещались каюты, кафе и магазины.


Машинное отделение на пароме

Мы забросили вещи в нашу каюту на 9м этаже и скорее рванули на верхнюю палубу, чтобы не пропустить момент отплытия.


Гигантский корабль дал прощальный гудок, и мы стали постепенно удаляться от Хельсинки. Чем дальше мы плыли, тем большую скорость набирал наш корабль, а на верхней палубе дуло все сильнее и сильнее, в конце концов наверху оставались только самые морозостойкие. До вечера мы успели вволю нагуляться по палубам на разных уровнях, а вечером хотели рано залечь спать, т.к. накануне, как я уже писала, сильно не выспались.


Но, к сожалению, по соседству с нами жила команда веселых финских мужиков, которые накупили разнообразного алкоголя в местном Duty Free. Веселье их принимало все более буйную форму, вопить и радоваться жизни они прекратили весьма поздно, так что поспать нормально опять не получилось.

ШВЕЦИЯ

На следующее утро наш паром прибыл в Швецию.

Мы пораньше вскочили и пару часов наблюдали изрезанные шведские берега, разнообразные маяки и многочисленные кораблики-яхты-катера, встречающиеся нам на пути. Порт в Стокгольме был гораздо более индустриальный, чем в Хельсинки. Гостиницу мы забронировали совсем недалеко от порта, чтобы поменьше ездить на машине. Так что быстренько перегнали машину на гостиничную парковку, собрали велики и отправились осматривать Стокгольм.

В этот день мы накатали по городу двадцать с лишним километров, время от времени парковали велы и отправлялись прогуляться пешком. Покатались по местным паркам, полюбовались на древние могучие дубы.

Посетили музей затонувшего корабля 17го века Vasa, я там раньше не была, всем рекомендую. Побродили по старому городу, посидели на набережной.

По сравнению с Москвой Стокгольм, конечно, гораздо больше приспособлен для передвижения на велосипедах, но тоже пока есть над чем работать. Несколько раз велодорожки неожиданно обрывались и приходилось выезжать на проезжую часть или пробираться между прохожими по тротуару. Так и не поняли, нарушили ли мы местные законы, что поехали кататься по городу с ребенком. На велодорожках встречались исключительно взрослые… Но наследничек у нас уже опытный велосипедист, хорошо тренирован и отличается адекватным поведением во время велопрогулок, так что мы были за него более-менее спокойны.

Только заключительная часть поездки по портовой части города до гостиницы была не особо приятная, там уже была куча всяких грузовичков, велодорожки кончились окончательно, так что мы частично шли пешком, чтобы не рисковать.

Этим вечером мы усиленно изучали прогнозы погоды в Эстонии на ближайшие дни, т.к. дальнейший план действий у нас пока не был определен окончательно. Из Стокгольма мы перебирались в Таллинн, а оттуда можно было: а) в случае плохой погоды сразу ехать в Россию; б) в случае хорошей погоды отправиться на 2-3 дня в Пярну покупаться-позагорать, а потом ехать в Россию. Прогноз погоды в Пярну оказался весьма заманчивым (солнечно и жарко), так что мы предварительно остановились на плане Б, но ничего бронировать не стали, а только позабивали в навигатор координаты нескольких попавшихся кемпингов.

На следующий день мы продолжали заниматься велоспортом: исколесили остров музеев, отлично проехались вдоль моря, побывали на старинном кладбище животных, где покоились самые различные домашние любимцы, начиная с собак и кошек и заканчивая лошадьми, попугаями и кроликами. Наконец, настало время разбирать велосипеды и прятать их в машину. А нам было пора погружаться на паром Baltic Queen, следующий в Таллинн.

Он был поменьше и поскромнее нашего первого парома, но зато на нем было и потише.

ЭСТОНИЯ

Следующим утром, 7го августа мы прибыли в Таллинн. Погуляли по Вышгороду и Старому городу, было, как всегда, безумно красиво, но жарко-жарко, честно говоря, больше тянуло на природу, чем на осмотр памятников архитектуры.

Поэтому мы решили особо не задерживаться в Таллинне, и поскорее уехали в Пярну, где и собирались провести следующие три дня.

О жизни в Пярну я подробно писала в 2011 г., когда мы посетили это славное место в первый раз. В этот раз мы тоже получили большое удовольствие от пребывания в Пярну, посетили наши любимые места (Парк приключений, музей паровозов).


Парк приключений

Приятным отличием от 2011 года была солнечная и жаркая погода, поэтому главным нашим развлечением в течение первых двух дней было море. Накупались, назагорались, Олежка изрыл несколько тонн песка, строя различные замысловатые конструкции. Как всегда активно ездили на велосипедах.


На третий день погода поменялась, подул сильный ветер, активизировались кайтеры, начавшие гонять на головокружительной скорости по Балтике.

Мы в этот день успели погулять в лесу, насобирали там черники, а вечером катались по побережью на велосипедах (чуть не сдуло), Паша с завистью наблюдал за кайтерами.

Все три ночевки в Пярну мы провели в разных местах, первые два ночлега были так себе, а на третью ночь мы обнаружили очень симпатичный, практически пустой кемпинг на берегу реки. Очень там понравилось, никто не шумел в ночи, было уютно и пустынно, отлично выспались.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

На следующее утро, 10 августа, начался наш путь домой. Границу мы пересекли на российско-эстонской таможне возле Печор, чтобы навестить наших любимых псковских друзей, с которыми общаемся уже много лет.

Спасибо им за гостеприимство! Мы провели волшебную субботу в гостях у Александра Иванова.

Олежка был рад больше всех, т.к. за две недели странствий он соскучился по обществу русскоязычных сверстников, а здесь его окружали три очаровательные девочки: семилетние близняшки Настя с Ирой и шестилеточка Маша, с которой Олежка подружился еще в 2011 г. во время нашей предыдущей поездки в Пярну.


Олежка с Машей

Детки отлично общались, скакали на батуте, чупахались в бассейне и бесились. В конце вечера Настя с Ирой устроили нам показательные выступления по художественной гимнастике, которой они серьезно занимаются. Мы с Пашей были очень впечатлены, такую гибкость, артистичность и пластику продемонстрировали сестренки.

Первоначально мы хотели из Пскова уехать ночевать на озеро Валдай, но, конечно, наши друзья нас не отпустили, да и на следующее утро, честно говоря, уезжать совсем не хотелось, так много оставалось тем для разговора, и настолько душевно мы провели время.

Надеюсь, в будущем мы сможем приезжать в Псков чаще, это один из наших любимых городов.

За следующий день мы проехали порядка 500 километров, после финских идеальных шоссе дорога, конечно, была так себе. Но в целом, ехали мы не совсем ужасно, даже Вышний Волочек кое-как проползли, без экстремальных пробок. После Волочка мы свернули на пустынные дорожки. До дачи оставалось порядка 300 километров, и мы решили напоследок переночевать в лесу. В этот раз нам удивительно повезло с местом, мы встали на озере Чеполишевское среди сосенок на очень ухоженной и чистенькой стоянке. Весь вечер наслаждались прогулками по лесу, любовались на воду, жгли костерок.


А на следующий день, наконец, вернулись домой. У меня было странное ощущение: с одной стороны, казалось, что мы уже странствуем очень долго, настолько насыщенными и яркими были эти 18 дней, а с другой, все равно казалось, что время пролетело слишком быстро и хотелось повторить многие моменты этой поездки…  

МОЯ ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА